Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:09, лекция

Краткое описание

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического.

Содержание

1 Понятие социологического исследования, его этапы и виды 3
2 Виды социологических опросов 5
3 Метод наблюдения 9
4 Метод анализа документов 12
5 Метод эксперимента 14

Вложенные файлы: 1 файл

S.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинарское занятие 

 

 

 

 

 

Тема: «Методы социологического исследования»

Дисциплина: «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

1 Понятие  социологического исследования, его  этапы и виды 3

2 Виды социологических  опросов 5

3 Метод наблюдения 9

4 Метод анализа  документов 12

5 Метод эксперимента 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие социологического исследования, его этапы и виды

 

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных  уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические  исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или  конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при  изучении социальных явлений и процессов  научно обоснованные результаты.

Жизнь ставит очень много  вопросов, ответить на которые можно  только при помощи научного исследования, в частности социологического. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Первый этап социологического исследования начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы и т.д.

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И, наконец, заключительный этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа  социального процесса и т. д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое. 
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это, например, может быть трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.

2 Виды социологических опросов

 

Опрос по месту жительства респондента  (квартирный опрос)

Применение:

Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства  задач связанных с изучением  потребителей.

Методика проведения:

Территория населенного  пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На  каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.

Достоинства квартирного  опроса:

  • Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.
  • Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).
  • Простота проведения контроля работы интервьюеров.

Недостатки квартирного  опроса:

  • Высокие требования к квалификации интервьюеров
  • Относительно высокая стоимость проведения интервью
  • Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов

 

Опрос с центральной  локацией (Холл-тест)

Применение:

Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для  тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).

Методика проведения:

Интервью проводится в  арендуемом помещении со свободным  доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться  как на улице, непосредственно перед  началом интервью, так и заранее.

Достоинства холл-теста:

  • Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.
  • Возможность использования стимульных  материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).
  • Простота проведения контроля работы интервьюеров 
    Недостатки холл-теста:
  • "Качество" респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос.
  • Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)
  • Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)

 

Уличный опрос, опрос  в местах продаж (опрос покупателей  в магазине), опрос в местах скопления  потребителей

Применение:

Может применяется для  решения широкого круга маркетинговых  задач.

Методика проведения:

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в  торговых точках, или в местах скопления  потребителей.

Достоинства уличного опроса:

  • Высокая скорость проведения опроса.
  • Относительно низкая стоимость проведения опроса.
  • Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов

Недостатки уличного опроса:

  • Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут)
  • Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров
  • Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)
  • Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.

 

Телефонный опрос

Применение:

Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной  географической разрозненности объектов исследования

Методика проведения:

На первом этапе формируется  максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.

Достоинства телефонного  опроса:

  • Высокая скорость проведения опроса.
  • Относительно низкая стоимость проведения опроса.
  • Возможность широкого географического охвата.
  • Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов
  • Легкость контроля качества работы интервьюеров

Недостатки телефонного  опроса:

  • Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).
  • Невозможность использования стимульных материалов
  • Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России

Анкета на самозаполнение

Применение:

Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую  группу. В целом, можно выделить два  способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после  заполнения . Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (почтовый опрос).

Достоинства анкет на самозаполнение:

  • Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения
  • Отсутствие «эффекта интервьюера»; более высокая откровенность респондентов.

Недостатки анкет на самозаполнение:

  • Недостаточная скорость сбора данных
  • Проблема возврата анкет
  • Проблема репрезентативности выборки

 

Интернет-опросы

Применение:

При существующем количестве пользователей Интернета – может  применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории состав которой можно контролировать.

Достоинства интернет опросов:

Оперативность результатов.

Недостатки интернет опросов:

  • Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос
  • Стихийность выборки
  • Нерепрезентативность выборки
  • Отсутствие контроля за действиями респондента

3 Метод наблюдения

 

Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.

Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.

Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить  при помощи различных средств  — специальных бланков или  дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств  наблюдения.

Основными типами наблюдения считаются невключенное и включенное, подразумевающее анонимное присутствие исследователя в обследуемом им объекте, когда исследователь имитирует вхождение в группу, адаптируется в ней, как правило, анонимно и анализирует происходящие в ней события «изнутри».

Примеров «включенного»  наблюдения, проведенных российскими  социологами, немного. В 1980-х гг. ленинградец  А.Н. Алексеев уволился из Института  социально-экономических исследований АН СССР, где работал старшим научным  сотрудником, и инкогнито устроился  рабочим на Завод полиграфических  машин, где собрал богатый материал о жизни трудового коллектива. Этот социолог не просто констатировал  те или иные факты, но и вводил экспериментальные  факторы изнутри, т.е. был не только исследователем, но активным участником событий, происходивших среди рабочих. По итогам своего наблюдения Алексеев опубликовал ряд работ, посвященных  «социологии наблюдающего участия».

Однако у исследователей, применяющих метод наблюдения, возникают  трудности, связанные с тем, что  они иногда теряют объективность, вживаясь в роль «активиста». Итогом «включенного»  наблюдения, как замечает В.А. Ядов, нередко является эссе, а не строго научный трактат. Кроме того, некоторые  специалисты сомневаются в этичности  маскировки социолога под рядового участника событий.

Информация о работе Методы социологического исследования