Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:09, лекция

Краткое описание

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического.

Содержание

1 Понятие социологического исследования, его этапы и виды 3
2 Виды социологических опросов 5
3 Метод наблюдения 9
4 Метод анализа документов 12
5 Метод эксперимента 14

Вложенные файлы: 1 файл

S.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

Положительный эффект использования  этого метода бесспорен: исследователь  получает прямые, яркие впечатления  от наблюдаемых людей, что позволяет  ему понять и объяснить те или  иные их поступки, правильно оценить  сплоченность, или, напротив, противоречия в группе.

Общая особенность наблюдения как метода сбора первичной информации проявляется в способности анализировать  частности: характер поведения, жесты, мимику, выражение эмоций отдельных  лиц и целых групп. Иногда этот метод используют наряду с другими  методами сбора информации для оживления  колонок бесстрастных цифр — результатов  различных опросов. Наблюдение незаменимо для изучения активности населения на митингах, массовых общественно-политических мероприятиях, поведения студентов во время неформального общения и т.д.

Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где  указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования, а также число самих наблюдателей. Последние должны обладать высокой  квалификацией, быть внимательными, общительными, уметь контролировать свое поведение, знать теорию социологии, отраслевые социологии, которые используются в  конкретном исследовании, а также  средства и технику наблюдения, материалы  и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта. Для будущих  специалистов-наблюдателей целесообразно  организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях, что позволит выявить типичные для наблюдателя ошибки, выработать полезные поведенческие приемы наблюдения, правила составления документов. Занятия обычно проводятся опытным  социологом.

Существуют типовые инструкции проведения исследования. В них указываются: последовательность этапов и процедур наблюдения, оценки действий наблюдаемых, способы фиксации информации и интерпретации  полученных данных, образцы составления  отчета.

Обычно вначале проводится пробное исследование с тем, чтобы  вскрыть возможные ошибки, неточности, преувеличения. В ходе дальнейшего  наблюдения оно может пригодиться  как для руководителя проекта, так  и для самого наблюдателя. Этот метод  особенно важен для выработки  гипотезы общего исследования.

Таким образом, в процессе наблюдения исследователь проводит непосредственную и целенаправленную фиксацию социальных фактов, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие социальных явлений и процессов. Важными преимуществами наблюдения как метода считаются наличие непосредственной связи между исследователем и исследуемым объектом, гибкость, оперативность и относительная дешевизна в применении.

4 Метод анализа документов

 

Традиционные  методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые позволили бы извлечь некую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это  совокупность методических приемов, применяемых  для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой  для решения исследовательских  задач.

Типичным примером анализа  текстовых источников может служить  изучение научных публикаций и отчетов  по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской  проблемы.

Существуют некоторые  приемы оценки качества документального  источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника):

  • выяснение условий,
  • целей и
  • причин создания документа,
  • установление его авторства.

Т.е. факторов, которые могли  повлиять на достоверность отражения  в документе действительного  положения дел (например, это ведомственный  исследовательский центр или  действительно независимый). Иначе  говоря, выясняются факторы достоверности  документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования.

Количественный  анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен. Географических названий и т.п.

Потенциальными объектами  исследования в контент-анализе  могут быть любые документальные источники, содержащие текст, - книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При  этом конечно подразумевается, что  изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Задачи, решаемые методом  контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: “Кто сказал, что, кому, как, с какой целью  и с каким результатом?”

Суть метода контент-анализа  сводится к тому, чтобы найти и  использовать для подсчета такие  признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны  его содержания. Так, тематическую направленность этой главы данной книги можно  определить, если подсчитать частоту  употребления в тексте слова “метод”  и сравнить ее с аналогичной частотой в других главах.

Обычно контент-анализ, как  и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения и лишь единицы анализа и единицы  отбора в них различны. В контент-анализе  единицы отбора - слова, фразы, смысловые  единицы, отдельные статьи, в выборочных опросах - люди.

Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа  является разработка правил соотнесения  единиц текста с перечнем категорий  анализа. Эти правила оформляются  в форме кодификатора. В кодификатор  включают не только список наблюдаемых  индикаторов, но и данные о самом  документе, которые подвергаются кодированию (например, название газеты, город издания, дата издания, другие характеристики газеты - число страниц, формат и т.п.).

Контент-анализ целесообразно  использовать при наличии больших  текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями  авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию  газетами, радио, телевидением.

При анализе больших массивов текстов приходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов  при отборе текстов из их общей  генеральной совокупности. В большинстве  случаев здесь применимы модели выборки, изложенные ранее. Причем уже  на стадии планирования необходимо продумать, какова функция информации, полученной методом контент-анализа, а общей  структуре эмпирических данных, полученных другими методами, которые используются в исследовании.

5 Метод эксперимента

 

К числу самых своеобразных и  трудноосваиваемых методов сбора  социологической информации относится  эксперимент. Уже одно название этого  метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.

Эксперимент - это метод  сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез  относительно причинных связей между  явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент  выполняет две основные функции:

  • достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и
  • проверка научной гипотезы.

В последнем случае процедура  экспериментирования целиком сосредоточена  на познавательном результате. Эксперимент  выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен  на получение практического эффекта  управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

В эксперименте исследователь имеет  достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и  обязан придерживаться определённых критериев  их выбора. В качестве критериев  выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение  которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента.  

 Общая логика эксперимента  состоит в том, чтобы при  помощи выборе некоторой экспериментальной  группы (или групп) и помещения  её в необычную (экспериментальную)  ситуацию (под воздействие определённого  фактора) проследить направление,  величину и устойчивость изменения  интересующих исследователя характеристик,  которые могут быть названы  контрольными.  

 Успех эксперимента в огромной  степени зависит от создания  соответствующих условий. Здесь  следует иметь в виду, как минимум,  три момента:

  • в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
  • изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;
  • на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но но потенциально способны изменить её состояние.

 

   Виды эксперимента  и методы отбора экспериментального  отбора групп. Эксперименты различаются  как по характеру экспериментальной  ситуации, так и по логической  структуре доказательства гипотез.   

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение  ряда вопросов:

  • Определение цели эксперимента;
  • Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы;
  • Выделение предмета эксперимента;
  • Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
  • Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
  • Формулировка гипотез и определение задач;
  • Выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;
  • Определение метода фиксации результатов;
  • Проверка эффективности эксперимента.

 

  По характеру  экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые” и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная  ситуация, а часто и сами экспериментальные  группы формируются искусственно. Поэтому  члены группы, как правило, осведомлены  об эксперименте.  

 По логической структуре  доказательства гипотез различают  линейный и параллельный эксперименты:

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения  каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко  фиксируются все контрольные, факторные  и нейтральные характеристики изучаемого объекта.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная  и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход  эксперимента. Характеристики контрольной  группы остаются постоянными в течение  всего периода эксперимента, а  экспериментальной – изменяются.   

 Метод попарного отбора используется  преимущественно в параллельном  эксперименте. Суть его заключается  в следующем. Из генеральной  совокупности выбираются две  группы таким образом, чтобы  они были идентичны по нейтральным  и контрольным, но различались  по факторным характеристикам.  После этого для обеих групп  одинаковые условия, а через  некоторое время замеряется эффект  эксперимента путём фиксации  и сравнения параметров контрольных  признаков в обеих группах.  

Информация о работе Методы социологического исследования