Миграционные процессы в Центрального федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

В состав Центрального федерального округа входят 18 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г.Москва). Центральный федеральный округ занимает 650,3 тыс.кв. километров (3,8 процента территории Российской Федерации). Численность постоянного населения на 1 января 2011 года составила 38456,9 тыс. человек (26,9 процента населения страны, из них 80,9 процента - городские жители). Средняя плотность населения - 57,1 человека на 1 кв. километр.

Содержание

Введение
1. Миграционная политика Центрального федерального округа
2. Миграционные процессы в Центральном федеральном округе
2.1 Временная трудовая миграция
2.2 Миграция на постоянное место жительство
2.3 Маятниковая миграция
3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Миграционные процессы в цфо.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

       Внутри ЦФО Москва является достаточно мощным центром притяжения населения из близлежащих регионов. Москва, прежде всего, активно стягивает население из соседних регионов ЦФО, которые находятся в непосредственной близости от столицы и в них на порядок выше уровень безработицы, а, следовательно, гораздо меньше возможности для заработков и трудоустройства. Постепенно усиливалась роль Московской области в притяжении мигрантов на постоянное место жительства и формировании миграционного прироста региона.

       В настоящее время Московская область отнимает население у всех (кроме Москвы) территорий ЦФО. Причем «стягивающая» роль Московской области была такой сильной, что этот миграционный прирост распределялся практически равномерно между всеми территориями ЦФО. Также Московская область стала «магнитом» общероссийского масштаба - со всеми регионами России она имеет в последнее время положительный миграционный прирост. Основной поток дают Приморский край, Тюменская область, Саратовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область и другие регионы. Довольно интенсивно приезжают мигранты в Московскую область из некоторых северных районов - Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской области, Корякского автономного округа, Сахалинской области, Якутии и пр. Важную роль в данных миграционных потоках играет большая доступность жилья в области по сравнению с Москвой, а также целевое строительство жилья некоторыми «северными» предприятиями и компаниями. Миграционный прирост ЦФО в части международной миграции на протяжении последних лет формируют страны СНГ и Балтии (Приложение, таб.3).

       Анализ миграционных потоков по причинам смены места жительства мигрантами в силу особенностей сбора российской статистики существенно ограничен. Доступные данные свидетельствуют о том, что среди мигрантов, прибывших в ЦФО, преобладают причины личного и семейного характера. Повышен по сравнению со средним по ЦФО показатель в Московской, Брянской и Тульской областях, а понижен в городе Москве, Костромской, Ивановской, Воронежской, Липецкой, Смоленской и Брянской областях.

       Анализ образовательной структуры прямого миграционного потока в ЦФО свидетельствует о том, что мигранты на постоянное место жительства имеют достаточно высокий уровень образования. Если в среднем по России доля людей с высшим образованием среди мигрантов составляет около 17%, то в ЦФО – более 22%. В Московской области и Москве этот показатель и того выше – более 32% и около 26% соответственно, также значительно выше, чем в среднем по стране этот показатель в Белгородской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областях. Подобный состав мигрантов благоприятен для регионов ЦФО, которые получают квалифицированную рабочую силу.

 

 

 

2.3 Маятниковая  миграция 

     Москву и Московскую область объединяют тесные экономические и социально-культурные, исторически сложившиеся связи. Экономическая взаимосвязь определяется не только кооперацией предприятий и отраслей экономики, но и ярко выраженной трудовой маятниковой миграцией населения между городом Москвой и Московской областью. В начале 1990-х гг. объем трудовой маятниковой миграции из Московской области в Москву составлял порядка 700 тыс. человек, в настоящее время ежедневная маятниковая миграция жителей различных районов Подмосковья в Москву составляет около 2 млн. человек.

       Развитие в Московской области малого бизнеса и сферы обслуживания, в основном торговли, не смогло компенсировать потери рабочих мест в таких отраслях экономики как промышленность, строительство, сельское хозяйство, наука и т.д. Многие города области из пригородного пояса превратились по существу в спальные районы Москвы, подавляющая часть трудоспособного населения которых работает в столице. Увеличилась маятниковая миграция и из населенных пунктов внешнего пояса области, несмотря на затраты времени на проезд к месту работы.

 

3. Регулирование миграции в Центральном федеральном округе

       Для достижения поставленной цели в отношении регулирования миграции во всех регионах ЦФО (за исключением Москвы и Московской области) следует:

  • стимулировать миграцию соотечественников из-за рубежа, в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи из стран СНГ и Балтии на постоянное место жительство;
  • привлекать учебных мигрантов в средние специальные и высшие учебные заведения регионов ЦФО и молодежь из-за рубежа для службы в Вооруженных силах России по контракту, прежде всего, из стран СНГ и Балтии, с последующим предоставлением российского гражданства в упрощенном порядке и трудоустройством в России;
  • стимулировать процесс адаптации, приживаемости и интеграции в регионах ЦФО различных групп мигрантов, прибывших на постоянное место жительства (в том числе вынужденных переселенцев и беженцев) в социально-экономическую и культурную среду;
  • обеспечить баланс трудовых ресурсов за счет организованной временной трудовой миграции из стран СНГ и Балтии на основе четко обоснованных потребностей в рабочей силе при приоритетном праве на трудоустройство местного населения, а также создать условия для легализации и увеличения доли легальных временных трудовых мигрантов в общей структуре потока трудовых мигрантов;
  • стимулировать усыновление детей российскими гражданами для сокращения их вывоза за границу, создать условия в сфере занятости для уменьшения выезда из регионов ЦФО за границу молодежи, женщин, квалифицированных специалистов.
  • для снижения «притягивающей» роли Московского региона для мигрантов из других регионов России и ЦФО, включая стратегически важные и приграничные территории, в Москве и Московской области необходимо ограничить приток мигрантов из других регионов России и зарубежных стран.
  • в Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях необходимо изменить структуру миграционного прироста в сторону увеличения доли мигрантов из стран СНГ и Балтии.
  • в Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Владимирской областях необходимо создать условия для прекращения миграционного оттока населения на постоянное место жительства в Беларусь.
  • в приграничные регионы ЦФО - Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Курскую, Смоленскую области – необходимо в первую очередь привлекать постоянных и учебных мигрантов из сопредельных стран – Украины и Беларуси.

 

Заключение:

       Таким образом, ЦФО является самым привлекательным в миграционном отношении регионом России. В пределах округа выделяется Московский регион (мегаполис и область), которые отбирают населения из всех без исключения территорий ЦФО и всей России. Второе «кольцо» регионов включает Белгородскую, Воронежскую, Владимирскую и Ярославскую области, которые, являясь донорами для Московского ядра, забирают население у большинства соседних территорий и регионов России. Наконец, следующее «кольцо» составляют оставшиеся регионы ЦФО, которые преимущественно теряют население или пополняют его за счет территорий России и стран «ближнего» зарубежья. Для регионов ЦФО миграция остается важной компенсаторной компонентой сокращения потерь населения в результате естественной убыли населения. Однако полностью компенсировать сокращение численности населения миграция не способна.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года от 6 сентября 2011 года

2. Государственный комитет статистики www.gks.ru

3. Демографическая ситуация в Москве // Практическая демография / Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005.

4. http://www.fms.gov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Таблица 1

Характеристика  по отдельным показателям напряженности  на рынке труда в среднем за  I квартал 2012 года

(по данным  выборочных обследований населения  по проблемам занятости)

             
 

Уровень занятости, в %

Уровень безра-ботицы, в %

Среднее время  поиска работы безработ-ными, месяцев

Доля безработ-ных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %

Место1) по значению признака

Уровень занятости

Уровень безрабо-тицы населения

Среднее время  поиска работы безработными

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более

Российская Федерация

62,6

7,5

8,2

33,6

 

 

 

 

 

 

 

 

       Центральный федеральный округ

65,3

4,7

7,8

29,8

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгородская область

61,7

4,6

6,7

22,6

40

5

7

10

Брянская область

60,1

7,5

8,8

36,2

55

37

60

57

Владимирская область

63,0

7,2

7,4

30,0

27

31

23

30

Воронежская область

58,7

7,0

8,7

36,3

66

28

58

59

Ивановская область

61,0

7,4

8,2

34,0

48

34

45

46

Калужская область

64,3

7,4

6,0

18,1

20

33

2

3

Костромская область

63,0

5,8

8,9

43,2

29

10

64

72

Курская область

58,4

7,1

9,4

39,8

68

30

70

68

Липецкая область

60,8

5,9

10,9

59,7

49

12

79

81

Московская область

68,6

3,4

7,0

18,5

8

3

12

4

Орловская область

58,8

7,4

7,5

27,1

64

36

25

23

Рязанская область

58,8

8,7

7,8

30,5

65

47

37

32

Смоленская область

64,9

7,6

8,3

35,9

15

40

49

56

Тамбовская область

59,2

7,4

9,9

42,6

63

35

74

70

Тверская область

63,6

6,3

6,6

24,0

24

19

5

13

Тульская область

60,6

6,1

7,6

27,3

50

14

27

24

Ярославская область

62,9

6,7

7,4

25,0

31

23

22

15

г. Москва

70,9

1,8

7,2

24,2

5

1

17

14




 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Миграционный  прирост (убыль) по регионам ЦФО.

       
 

2012

сентябрь

в пределах России

Внешняя (для региона) миграция

Белгородская область

Россия

321

725

Брянская область

Россия

-761

-666

Владимирская область

Россия

-763

-627

Воронежская область

Россия

1 188

1 893

Ивановская область

Россия

68

317

Калужская область

Россия

-261

-150

Костромская область

Россия

-364

-43

Курская область

Россия

-72

365

Липецкая область

Россия

-846

-345

Тамбовская область

Россия

-757

170

Тверская область

Россия

-672

4

Тульская область

Россия

-357

168

Центральный Федеральный  округ

Россия

16 737

26 117

Ярославская область

Россия

804

930





Таблица 3

Миграционные  потоки со странами дальнего зарубежья  и с государствами-участниками  СНГ, странами Балтии и Грузии, 2010 г.

Субъект Российской

Федерации

Со странами дальнего

зарубежья

С государствами-участниками

СНГ, странами Балтии и Грузией

 

Число

прибыв-

ших

Число

выбыв-

ших

Мигра-

ционный

прирост (+),

убыль (-)

Число

прибывших

Число

выбывших

Миграцион-

ный прирост

(+),

 убыль (-)

Российская

Федерация

12590

11415

1175

179066

22163

156903

Центральный

федеральный

округ

3732

2934

798

61926

5219

56707

Москва 

1743

1489

254

13308

1814

11494

Московская

область

407

418

- 11

15427

769

14658


 


Информация о работе Миграционные процессы в Центрального федерального округа