Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Вложенные файлы: 1 файл

миграция рабочей силы.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

1.3. Количественные  показатели миграции

 

Наиболее приемлемыми  количественными показателями межстранового  перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном  балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное  лицо, находящееся в стране менее  года. Если человек пребывает в  стране более года, то в целях  статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с  миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

• Трудовой доход (labor income), выплаты  занятым (compensation of employees) – зарплаты и прочие выплаты наличными или  натурой, полученные частными лицами-нерезидентами  за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию  включаются также и все отчисления резидентов в пенсионные, страховые  и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных  лиц – нерезидентов относятся  все иностранные работники, находящиеся  в данной стране менее года, в  том числе сезонные рабочие, рабочие  из приграничных стран, приезжающие  в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных  посольств.

• Перемещения мигрантов (migrants` transfers) – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества  мигрантов, которое они перевозят  с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества  эмигрантов в натуре показывается как  экспорт товаров из страны, а его  оценочный денежный эквивалент (как  бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.

• Переводы работников (workers` remittances) – пересылка денег и  товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки  товаров учитывается их оценочная  стоимость.

Принципиальная разница  между статьей «трудовые доходы» (которая в платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников»  заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются  доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях  «перемещение мигрантов» и «переводы  работников» показываются доходы и  расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfers) - оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого  мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок  товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы  работников».

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться  те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем  по каким-либо причинам задержаться  там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество  было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться  на родину, не прожив за рубежом и  года. Общее правило, которое действует  в данном случае, заключается в  том, что учет ведется по состоянию  на момент пересечения границы, и  если даже позже выясняется, что  запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

    1. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран

 

Использование иностранной  рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

- вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

- существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.

- иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

- велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

- иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

- иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;

- иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии;

- снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах  и ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке труда;

- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия  миграционных процессов и для  стран эмиграции. Положительным  в странах-донорах является то, что:

- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем, эмиграция  наносит своим странам и экономический  ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры  населения, теряются затраты на общеобразовательную  и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия  оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов»  в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение  страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой  долины, стали основоположниками  развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм контроля миграции

 

В то время как большинство стран  мира продвигаются по пути либерализации  своей внешней торговли, практически  все они применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к  росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических  выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические  эффекты миграции могут перекрываться  негативными эффектами, которые  тоже имеют место. Один из них –  финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены  или даже граничат с менее развитыми  государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных  мигрантов получить для своей  экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные  органы, которым поручено решение  вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через  национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные  органы. Государственный департамент  имеет специальное Бюро по консульским  вопросам, которое устанавливает  порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США. Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, 
Польше и Словакии и других странах.

Проблемы, которые несет с собой  международная миграция рабочей  силы, привела к созданию широкой  системы государственного и межгосударственного  регулирования. Вмешательство государства  в международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании  международной торговли. Уже в  конце XVIII века в Англии были приняты  законы, запрещавшие промышленным рабочим  эмигрировать за границу. В течении XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства  стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими  в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими  там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в  принимающей стране в течение  продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической  точки зрения является регулирование  трудовой миграции.

Обычно государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного  населения из одних государств в  другие сроком более чем на год, вызванное  причинами экономического и иного  характера, и может принимать  форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет  к выравниванию уровней оплаты труда  в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более  эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового  перераспределения.

Количественные показатели, связанные  с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных  неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу  и последующих посылок товаров  и денег на родину.

Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста  доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в  результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся –  источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих  стран и стран, экспортирующих рабочую  силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между  ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М., 2006.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2006.
  3. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. – М., 2006.
  4. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. – 6-е изд. – М., 2004.
  5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.
  6. Wikipedia.ru
  7. www.bibliotekar.ru

Информация о работе Миграция рабочей силы