Модернизация российского образования: достижения и уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:53, доклад

Краткое описание

Концепция модернизации образования: сегодняшние результаты.
Качество и востребованность: образование для глобального общества, основанного на знаниях.
Проблемы.
Рекомендации.

Вложенные файлы: 1 файл

Модернизация российского образования.docx

— 33.35 Кб (Скачать файл)

 Конечно, долгосрочные  эффекты образования зависят  не только от школы, но и  от социальных, экономических, демографических,  культурных и географических  факторов. Очевидно, при выборе показателей  следует учитывать весь этот  комплекс, хотя это очень сложная  задача. Конечной задачей должно  быть формирование комплексной  национальной системы мониторинга  качества образования с использованием  самых разнообразных показателей  и систем измерения.

 В-пятых, важнейшей  задачей остается развитие человеческого  потенциала. Нужна не косметическая  перелицовка концепций педагогического  образования, а такое развитие  этой системы, которое позволит  ей готовить педагогов, ориентированных  на достижение образовательных  результатов. Педагогические работники  должны уметь строить систему  требований к результатам обучения  и помогать учащимся достигать требуемых показателей. И именно эти умения следует оценивать при прохождении практики в школе будущими учителями и при аттестации действующих педагогов. Учителя, директора школ и представители региональных органов власти должны научиться собирать и использовать информацию о результатах своей деятельности для улучшения учебного процесса.

 Для этого подготовка  и повышение квалификации педагогических  работников должны быть более  гибкими. При аттестации педагогических  вузов и институтов повышения  квалификации следует уделять  больше внимания главному показателю  – насколько учителя способны  изменить учение школьников (вместе  с ними добиться желаемого  эффекта), а не учебной программе  педагогических учебных заведений.  При этом педагоги должны научиться  работать не только с потенциальными  победителями олимпиад, но и с  учащимися с особыми потребностями,  а также с теми, чья учеба  была прервана или носит неровный  характер из-за хронического заболевания,  семейных неурядиц, психологического  стресса и других «чрезвычайных  обстоятельств». Наращивание потенциала  предусматривает также подготовку  специалистов по созданию оценочных  материалов и разработке учебных  программ по основным предметам  для того, чтобы выйти в этих  областях на уровень ведущих  мировых компаний. Возможно, необходимо  направить больше ресурсов на  переподготовку и повышение квалификации  учителей, так как педагогические  вузы довольно консервативны  и лишь небольшая часть их  выпускников идет на работу  в школу.

 В-шестых, для повышения  ответственности школы за результаты  ей необходима самостоятельность  в принятии решений и реализации  стратегии. Существует опасность  того, что «установление порядка»  и введение избыточного внешнего  контроля качества в российское  образование скажутся на уникальном  характере российской инновационной  педагогики, строящейся на самостоятельности  и творческих способностях учителей. Следует принять специальные меры для обеспечения поддержки и инноваций и налаживания обмена передовыми практическими методами. (…)


1) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье; 

2) единство федерального, культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства; 

3) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников; 

4) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях; 

5) свобода и плюрализм  в образовании; 

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. 17:10:57 

Недостатки:

Изменилась структура  приема студентов в высшие учебные  заведения. Прием на инженерные специальности  уменьшается, а на экономические  и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать  негативный характер в связи с  диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса (Данные Федеральной программы).

Развитие образования  происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие  оказывают факторы, среди которых  основными являются:

социальная и экономическая  нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

неполнота нормативной правовой базы в области образования;

систематическое неисполнение норм законодательства в области  образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе  образования. В целом потребность  образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств  бюджетов всех уровней менее чем  на четверть. Сохраняется тенденция  сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих  ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах  составляет более чем двадцатикратное  уменьшение. Задержки выплаты заработной платы работникам образовательных  учреждений в большинстве субъектов  Российской Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность  государства за прошлые годы.

В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных  учреждений от штрафов и пеней, начисляемых  независимо от отсутствия или несвоевременности  финансирования из бюджетов.

Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и  еще имеется в системе образования  Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции  в системе образования, способные  нанести серьезный ущерб состоянию  безопасности государства.

Государственные образовательные  учреждения и другие организации  системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и  других коммунальных услуг отключаются  от систем жизнеобеспечения в нарушение  решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения  законодательства в области образования  нашли свое отражение в соответствующих  нормативных правовых актах органов  исполнительной власти, что создает  сложности в исполнении указанных  положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Одной из проблем обеспечения  деятельности высших учебных заведений  и средних специальных учебных  заведений является усиление на федеральном  уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального  образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством  договоров и соглашений о разграничении  предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего  совершенствования всей системы  взаимодействия государственных и  муниципальных органов управления образованием.

В последние годы отчетливо  проявляются тенденции ухудшения социального положения и Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Недостаточными темпами  ведется строительство объектов системы образования, практически  прекращено строительство образовательных  учреждений в сельской местности. В  ряде субъектов Российской Федерации  это привело к  

переполнению школ.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.

Растет угроза нарушения  единства образовательного пространства в части обучения русскому языку  как государственному языку. Увеличиваются  разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.

Усугубляются проблемы разрыва  преемственности уровней общего образования и высшего профессионального  образования. На протяжении ряда лет  уменьшается количество выпускников  средней школы, способных выдержать  вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

В ряде случаев в нарушение  законодательства взимается плата  за обучение в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях в рамках государственных  образовательных стандартов.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования  осуществляется с нарушением федеральных  законов. Тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением  общества по уровню доходов ведет  к угрозе превращения российской демократической системы образования  в сословную, элитарную.

В то же время в недостаточной  мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального  использования имеющегося потенциала системы образования.

Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества.

Положение с изданием учебников  по предметам федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных  стандартов становится критическим. Не обеспечен высокий уровень российского  гуманитарного образования. Проблемы совершенствования содержания учебной  литературы, приведения содержания учебников  истории, обществознания, литературы в  соответствие с уровнем указанных  наук и российскими традициями нравственно-эстетического  и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и воспитанников  являются наиболее актуальными.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности  с подготовкой и изданием учебников  на языках народов Российской Федерации.

Уменьшается количество предприятий  промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для  системы образования, сокращается  объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и  информационными средствами обучения и специализированной мебелью.

В целом остается проблемой  кадровое обеспечение образовательных  учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого  уровня оплаты труда и социального  престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.

"Утечка умов" является  в ряде случаев проблемой для  кадрового обеспечения образовательных  учреждений различных уровней  системы образования. В пределах  Программы указанная проблема  становится проблемой сохранения  потенциала педагогических и  научно-педагогических работников  образовательных учреждений, а также  научных школ и направлений  научно-технической деятельности  высших учебных заведений.

Ухудшается положение  с подготовкой кадров для образовательных  учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих  в сельской местности, на получение  качественного образования является особенно большой проблемой.

Увеличение количества негосударственных  образовательных учреждений всех уровней  образования создало проблему необходимости  усиления государственного и общественного  контроля их деятельности, качества  

предлагаемого образования. Особую озабоченность  вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных  заведений, их филиалов, не имеющих  необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских  кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации  в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных  учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз  в пять лет не дает достаточной  гарантии обеспечения качественного  образования.

 

гражданственность и патриотизм.

Актуальной проблемой  является устранение неодинаковой вследствие социально-экономических условий  мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях  профессионального образования, что  ведет к снижению профессионального  уровня трудовых ресурсов. По общим  показателям доступа молодежи к  профессиональному образованию  и получению такого образования  Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние  годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.

Значимость для государства  научной деятельности, ведущейся  в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании  новых научных результатов в  тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в  научно-исследовательской работе субъектов  образовательного процесса не может  осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ - наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

Информация о работе Модернизация российского образования: достижения и уроки