Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:33, реферат
Исследование семьи, её целей, проблем и преобразований представляет особый интерес для современной социологии. Кризис, охвативший все стороны жизни российского общества, отразился на стабильности положения семьи, трансформировал представления о её основных задачах и значении. В новых социально-экономических условиях всё очевиднее проявляется неспособность семьи выполнять свои функции. Данные процессы свидетельствуют не об упадке семьи, как традиционного образца взаимоотношений в обществе, а являются манифестами изменения сложившихся форм семейной жизни – что заслуживает серьезного осмысления на теоретическом и эмпирическом уровне.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ социальных проблем молодых семей в современном обществе
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи……………4-8
1.2Социальные проблемы молодой семьи…………………………9-12
1.3Особенности брачного выбора молодых людей в современных условиях………………………………………………………………13-14
ГЛАВА 2. Социальные проблемы молодых семей на современном этапе
2.1 Социально-экономические проблемы молодой семьи…………15-17
2.2 Социально-психологические проблемы молодой семьи………..18-20
2.3 Решение социальных проблем молодых семей в России………..21-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
Другой распространенной проблемой этого периода является случай, когда мать отстраняется от ребенка, передавая заботу о нем другим людям, что нарушает формирование привязанности и базового доверия у младенца. В последнее время распространенным явлением стал ранний выход матери на работу, иногда даже до того, как ребенку исполнится год. Заботу о ребенке берет на себя бабушка или приглашенная няня.
Если фактический уход за ребенком преимущественно осуществляет бабушка, семейные роли оказываются спутаны. Бабушка является функциональной мамой, а родители живут рядом на правах сестры и брата. Иногда ребенок зовет родителей по имени, а бабушку называет мамой. Эта ситуация почему-то ужасно забавляет членов семьи, в глазах знакомых они чувствуют себя оригинальными. Страдает обычно ребенок, так как фактически становится сиротой при живых родителях. Бабушка выигрывает, сохраняя молодость, мама выигрывает, снимая с себя ответственность. Папа, если и пытается бороться с существующим положением дел, обычно терпит поражение и уходит с головой в работу. Это неправильно. До трех лет ребенку обязательно нужна мать! Никто не может ее заменить.
Итак, многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни .
Поэтому социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
1.2 Социальные проблемы молодой семьи
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.2
В свою очередь, понятие «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Как малая социальная группа семья:
реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
создает условия для непосредственных контактов;
не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;
социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Как социальный институт семья:
основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;
совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак и правовые нормы и правила, касающиеся усыновления (удочерения), попечительства и т.д.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн., т.е. почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 млн. человек. В ближайшие 2-3 года детей в школах станет на 33% меньше. В 2009 г. число выпускников составит 1,3 млн., а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования - 1,7 млн.
По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:
низкие доходы - 69%;
плохое здоровье - 29%;
бытовые трудности - 17%;
усталость- 16%;
опасение потерять работу - 14%;
безысходность и плохое жилье - 12%;
невозможность дать детям хорошее образование - 9%;
нехватка свободного времени - 8%;
пьянство, наркомания - 2%;
плохие взаимоотношения в семье - 2%;
затруднились ответить - 9%.
В связи с этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили следующую закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. - 1,6 млн., и 1993 г. - всего 1,4 млн., в 2005 г. - 1,5 млн. Если прирост населения России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек.
Если, в 1990 г. было зарегистрировано 1300 тыс. браков и 560 тыс. разводов, то в 2004 г. только 980 тыс. браков и 636 тыс. разводов. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). В 2005 г. в 1,5 раза увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Примерно 13,6 млн. мужчин никогда не состояли в браке плюс 4 млн. разведенных и 2 млн. вдовцов. По данным Федеральной службы государственной статистики, 11 млн. женщин никогда не были замужем, 7 млн. разведенных женщин и свыше 11 млн. вдов.
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья признана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.
Репродуктивная функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.
Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.
Воспитательная функция заключается в том, что семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:
ростом числа малодетных семей;
2) приростом
числа молодых семей
тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация);
увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
Согласно последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% - двоих, 12% - троих детей. Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей.
Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
1.4 Особенности брачного выбора
молодых людей в современных условиях.
Содержание
и критерии реализации брачного выбора
на протяжении исторического развития были динамичными,
постоянно видоизменялись и в каждый из
периодов характеризовались определенной
спецификой.
М.
Джеймс отмечал, что корни брака были заложены еще
в древности, когда люди от кочевого образа
жизни перешли к оседлому, а от охоты и
собирательства к одомашниванию животных.
В результате стали возникать сельские
поселения, развивался институт владения
собственностью, появились первые письменные
законы о браке.
В Древнем Египте брачный выбор также
был обусловлен экономическими и политическими
соображениями. Нередко в брак вступали
братья и сестры, чтобы не делить наследственную
землю или наследуемые семьей государственные
посты. Такие мотивы, как любовь и привязанность
между мужчиной и женщиной, в те времена тоже могли быть приняты во внимание при заключении
брака, хотя в чистом виде они в значительно меньшей степени являлись побудителями
заключения брачного союза.
В эпоху раннего средневековья отношение
к браку было достаточно неоднозначным,
что в свою очередь значительно влияло
на мотивацию брачного выбора. С одной
стороны, считалось, что брак – это дар
Божий, благословение союза мужчины и
женщины с целью деторождения. Таким образом,
и основным мотивом брака было продолжение
рода, а основной причиной его расторжения
была неспособность к деторождению. С
другой стороны, с усилением христианства
брак всё более воспринимался как необходимое
зло, средство урегулирования греховных
по своей сути интимных отношений.
Этнографические
источники свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, до середины
ХIХ века. в городских поселениях центра европейской
части России действовал обычай вступления
в брак с помощью сватовства и свадьбы.
Браки, создаваемые по личной договоренности партнеров, без предварительного
согласия родителей, встречались довольно редко.
Так называемые «гражданские союзы» считались
противозаконными и безнравственными.
У всех
российских сословий предсвадебный этап
начинался со сватовства. В качестве посредника
могли выступать: отец жениха, его ближайшие
родственники и сваха. Но во всех без исключения
случаях требовалось разрешение отца
– главы семьи. В обязанности свах входило
не только совершение самой процедуры
сватовства, но также поиск невесты и сбор
подробной информации о ней (ее красота
и нравственный облик, размер и виды приданого).
Сватовство заканчивалось, как правило,
помолвкой. Жених и невеста, таким образом,
кроме родительского благословения получали
социальную санкцию на брак.
Аналогичные
брачные принципы существовали также,
например, у бурят, у которых начальным актом при бракосочетании
по сватовству был сговор – соглашение
между заинтересованными родителями о
вступлении в родственные отношения. Выполнение
роли посредника поручалось одному из
родственников или лицу, знакомому обеим
сторонам. Нередко в этой роли выступали
специальные свахи. После получения согласия
родителей невесты назначался день официальной
церемонии сватовства. Среди народов Якутии
(чукчи, эвенки, нивхи, юкагиры) повсеместно
был распространен обычай приобретения
жены путем сватовства и уплаты калыма.
Размер его, к слову, определялся при сговоре.
Одним из главных критериев пригодности
вступления в брак являлось приобретение
хозяйственных навыков: девушкам необходимо
научиться шить, варить, ставить юрту,
а юношам – охотиться, ловить рыбу, управлять
стадом. Заметим, что наличие у невесты
ребенка, прижитого до брака от другого
мужчины, не только не было препятствием
к женитьбе, но, напротив, повышало брачный
статус женщины, поскольку имелось очевидное
доказательство ее способности к деторождению.
К тому же каждый новый член семьи независимо
от его кровного родства был ценен как
рабочая сила. Таким образом, представленная
здесь форма брака опиралась на патриархальные
принципы, экономический расчет и одобрение
со стороны ближайшего социального окружения.
Во
второй половине XIX века в России почти
повсеместно трансформируется предбрачный ритуал.
Наряду с обычными браками, заключаемыми
по воле родителей, распространилась женитьба
по взаимной склонности. Мнение родителей
еще имело большое значение, но принудительно
уже не женили. Молодые люди стали сами
договариваться о женитьбе и уже потом
уведомлять об этом родителей. И если последние
давали согласие на брак, то предварительного
сговора могло и не быть.
Возникновение
молодежного предбрачного общения способствовало
локализации мест знакомств и предопределяло
характер развлечений. Так, в бедной мещанской
среде знакомство завязывалось на вечеринках
и молодежных
сборищах, в зажиточных и относительно культурных
слоях разночинцев было принято устраивать
домашние вечера в честь именинниц и именинников.
На этих праздниках собирался еще более
узкий круг молодежи из семей, поддерживавших
между собой деловые, дружеские или родственные
отношения. Знакомство и общение молодых
людей происходили в присутствии старших,
с пристрастием следивших, чтобы все протекало,
как "заведено приличиями".
Таким образом, к концу ХIХ - началу ХХ века, во многих
регионах России наметилась новая система
предбрачного ухаживания: знакомство
в большинстве случаев устанавливалось
в социально однородной среде, цель виданий
– матримониальная, мотивы заключения
брака нередко были по своему характеру
внеэкономическими.
В современном
мире не существует жестких границ выбора
брачного партнера, за исключением некоторых
религий и стран, в которых традиции создания
семьи слабо эволюционировали, по сравнению
с другими. Например, расовая, национальная
принадлежность не играет такой большой
роли, как раньше. Даже те браки, которые в недавнем прошлом
считались «экзотическими», сегодня вполне
распространенное явление.
В основе
осуществления брачного выбора лежат
два механизма, которые не следует смешивать. Первый – это
мотивы брачного выбора, которые, как правило,
носят концептуальный, обобщенный характер,
действуют на бессознательном уровне.
Второй - мотивировки, то есть более или менее
рациональные конкретные объяснения, которыми руководствуются молодые люди, осуществляя
выбор брачного партнера. Эти мотивировки,
в свою очередь, складываются в некие стратегии брачного выбора.
Мотивы
брачного выбора являются генеральными
движущими силами и лежат
в основе формирования системы брачных предпочтений каждого
конкретного человека. Одним из значимых факторов, характеризующих состояние и специфику брачного выбора в настоящее время, является оптимальный возраст вступления в брак. В результате
анкетирования обнаружилось, что наибольшее количество
выборов получил возрастной промежуток от 23 до 25 лет, ему отдали свои
предпочтения 42,8 % юношей и 50 % девушек.
Респондентов, считающих для себя оптимальным
возрастом для вступления в брак 19-22 года, оказалось
на 14,3 %. 21,4 % респондентов в качестве оптимального
возраста создания семейно-брачных отношений выбрали период
от 26 до 30 лет. Доля девушек, желающих вступить
в брак в период от 26 до 30 лет, значительно
выше, чем у мужчин – 28,6
% и 14,3 % соответственно. Таким образом,
респонденты не ориентированы ни на ранние,
ни на поздние браки, что позволяет рассматривать
их будущие брачные союзы как молодые
семьи в соответствии с критериями, закрепленными
в нормативных актах.
Что
касается того, какой вид знакомства с
потенциальным супругом в настоящее время является наиболее предпочтительным,
то большинство респондентов, а именно
85 %, считают, что необходимо самостоятельно знакомиться с представителями противоположного
пола, около 15 % опрошенных отметили возможность знакомства через
друзей. Данные результаты свидетельствуют
о том, что осуществление брачного выбора
в современный период должно быть проявлением
активности и инициативы самого человека,
при этом способы возможного знакомства
через родителей, виртуальные знакомства,
а также знакомства с помощью специальных
учреждений не выбраны ни одним респондентом.
Согласно проведенному исследованию,
64,3 % юношей и 35,7 % девушек считают, что
срок ухаживания (до вступления в близкие
отношения) должен составлять от шести
месяцев до одного года. Наибольшее число
девушек (42,8 %) считают, что их устроила бы большая продолжительность
процесса ухаживания – от одного года
до двух лет; 21,5 % девушек называют срок
от двух до трех лет.
Таким
образом, основополагающую тенденцию
в сфере брачных предпочтений характеризует т
Информация о работе Молодая семья - социальный институт и современные условия жизни