Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:58, курсовая работа
Цель, поставленная автором работы – попытка законченного описания одной из молодежных субкультур - киберготов.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Изучить корни молодежных субкультур;
2. Изучить корни молодежной культуры киберготов;
3. Описать особенности этой субкультуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ИСТОКИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР 5
1.1 Понятие молодежной субкультуры 5
1.2 Истоки возникновения молодежных субкультур 6
1.3 Классификация молодежных субкультур 7
Глава II МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА КИБЕРГОТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 9
2.1 История возникновения молодежной культуры киберготов 9
2.2 Система ценностей и эстетика молодежной культуры киберготов 14
2.3 Досуг представителей субкультуры киберготов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Киберпанк – это жанр о будущем мире, поэтому представители субкультуры киберготов – футуристы.
Окончательно почву футуристического мировоззрения укрепило начало массового распространения интернета в начале 90-х годов.
Кибергот, как субкультурное понятие появилось в конце 90-х годов, а расцвет и мода на эту субкультуру пришелся на 2000-е годы после выхода первого фильма трилогии «Матрица» в 1999 году. По сюжету, мелкий служащий узнает, что наш мир, все, что есть вокруг, это всего лишь порождение компьютерной программы Матрица. На самом же деле, на Земле уже давно правят машины, которые выращивают людей на специальных плантациях и используют в качестве источников энергии. Однако есть люди, которые противостоят Машинам, и живут в единственном городе людей, до которого Машины не смогли добраться, и периодически входят в Матрицу.
Отдельные представители киберготов появились еще в 70-х годах под влиянием новых музыкальных стилей и литературного жанра киберпанка. Но те представители субкультуры отличались от современных внешним видом, неустойчивостью во взглядах. Это, скорее, были поклонники литературного жанра киберпанка.
Позже неотъемлемой основой киберготов становится также литературные стили пост-киберпанка: нанопанк и биопанк. Первый посвящен различным социальным и психологическим аспектам развития нанотехнологий. Биопанк – это разновидность пост-киберпанка, посвященное социальным и психологическим аспектам применения генной инженерии и биологического оружия.
В общих чертах,
эти литературные стили
Самой важной составляющей в формировании взглядов киберготов является также постиндустриальная сцена (индастриал) – музыкальное направление, отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков. Жанр является наиболее грубым и агрессивным сочетанием рока и электроники. Эта музыка основана на повторяющихся, нарочно механизированных звуках, имеет тематику отчуждения и бесчеловечности. Самые распространенные направления на сегодня – EBM, Dark Electro, Aggrotech, Power Noise и др.
Представители рок-индастриала не были первыми, кого заворожила музыка машин, симфония урбанистических ритмов. Уже в первой четверти XX века в творчестве итальянских и русских футуристов, стремившихся создать «искусство будущего», прозвучала тематика преклонения перед величием индустриального города, культивировалась эстетика урбанизма.
Большой вклад в развитие субкультуры киберготов внесла рейв-культура, появившаяся в середине 80-х годов в Америке и Великобритании. Обычно под рейвом понимается набор определенных стереотипов – клубы, особая танцевальная музыка, образ провождения времени. Знаменем мирового рейв-движения является техно-музыка. Основной композицией музыки «рейв» являются «сэмплы» - бесконечно повторяющиеся короткие словесные и музыкальные фразы, создающие ритмико-мелодический, а также смысловой массив, напоминающий собой «брейк-бит» - «разрушительный ритм», частота которого порой достигает 160-ти ударов в минуту и который разрушающим образом воздействует на биоритмы человеческого организма. Со стороны это совершенно искусственная музыка. Представители рейв-культуры считают рейв иконой-символом современного обезумевшего мира.
Иногда киберготов связывают с риветхедами (райветхэд, райвет,ривет) – представителями молодежной субкультуры, образовавшейся в конце 80-х – начеле 90-х в США на базе поклонников музыки в стиле индастриал. Рассвет этих движений приходится примерно на одно и то же время. Они имеют общие футуристично-дадаистические взгляды на социально-технологическое развитие человечества. Но все-таки это разные субкультуры. Риветы являются более агрессивными в отличие от киберготов как во внешнем, так и во внутреннем плане. Также риветхеды в музыкальном плане являются менее клубной субкультурой. В плане предпочтений одежды у риверов преобладает стиль «милитари», в то время, как у киберготов – латекс, кожа, винил. Однако киберготы заимствуют некоторые вещи из гардероба риветхедов, например: «гогглы» (сварочные очки), плащи, респираторы, индустриальную символику (знаки биологической, радиоактивной опасности и т.д.)
Одни разделяют точку зрения, что риветхеды и киберготы – одна и та же субкультура, другие же всячески опровергают такое мнение. В частности, риветхеды в США ставят себя в противовес готической культуре в целом, В Европе в большинстве своем являются ее частью, а в России отделяются от готической культуры.
В целом, киберготы постепенно развивались из субкультуры рокеров 50-х годов, которые своим бунтарством повлияли на появление панков в 60-х. Основным элементом панков была рок музыка. В конце 70-х панк-волна затухает и субкультура начинает видоизменяться в зависимости от изменений в музыке. Часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное, имидж – на декадентский, что повлияло на формирование готической пост-панк волны, в которой тотальный нигилизм панков смягчается. С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп и в связи с этим формируется готическая культура, которая проявляется интерес к мировому «готическому» наследию. Затем снова происходят существенные изменения в музыкальных стилях, которые влияют на появление в субкультуре готов новых направлений, одним из которых является киберготика.
Почву для их
мировоззрения дает
2.2 Система ценностей и эстетика молодежной культуры киберготов
Сущность эстетики киберготов заключается в неестественном, механизированном, механистическом, компьютеризированном, разрушающим и разрушенном. Они представляют себя как детей будущего, непременно темного, мира.
Главной составляющей эстетики молодежной культуры киберготов стало музыкальное направление индастриал, изначально появившийся как смесь электронных экспериментов в рамках академического авангарда и пост-панк агрессии. По мере своей эволюции, индастриал отходил от авангардных корней в сторону молотящего, безжалостного, неумолимого ритма, похожего больше на звук отбойного молотка. И в результате жанр стал реальной мрачной альтернативой жизнерадостному танцевальному мэйнстриму.
Музыка в стиле индастриал, как правило, минималистична по тембровым, интонационным и драматургическим средствам, она основывается на повторяющихся циклических структурах, погружающих слушателя в урбанистический транс. В воображении могут возникать самые разные ассоциации, образы: от величественных зданий из стекла и бетона до непрерывно двигающегося конвейера и даже жутких сцен в крематориях фашистских лагерей. Выступления групп индастриала, как правило, содержат элементы театрализации, нередко проводятся в соответствующей обстановке - на заброшенных заводах, в железнодорожных депо и т.д. (сказываются авангардные корни жанра).
Конечно, представители рок-индастриала не были первыми, кого заворожила музыка машин, симфония урбанистических ритмов. Симфония урбанистических ритмов появилась уже в первой четверти ХХ столетия, в творчестве итальянских и русских футуристов (поэтов, художников, композиторов), культивировавших эстетику урбанизма. "Эмансипация" шумов и немузыкальных звуков начала осуществляться в 20-е годы нашего столетия, в творчестве Э. Вареза, П. Онеггера, Л. Руссоло, Э. Сати, С. Прокофьева, А. Мосолова и др.
Родоначальниками Рок-Индастриала считаются начавшие свои эксперименты еще во второй половине 70-х Cabaret Voltaire, для которых театральность представлений была важна не в меньшей степени, чем и сама музыка.
На сегодня
самыми популярными жанрами
Киберготы являются поклонниками литературного жанра киберпанк, а позднее и нанопанка, биопанка, а также постапокалиптики.
Постапокалиптика - жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. В качестве последней представляются: третья мировая война с применением тотального (ядерного, химического или биологического) оружия, вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия, падение астероида, появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы. Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением ее непосредственных последствий и ее влияния на жизнь выживших. Иногда в повествовании рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далёких поколений.
Постапокалиптика зародилась в конце XIX — начале XX веков. Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффриса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффриса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта.
Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах устаревшей и заброшенной техники или зданий. В литературе этот жанр близко примыкает к киберпанку, а иногда смешивается с ним.
Термин «киберпанк», по одной версии, появился в 1980 году, в фантастическом журнале, издаваемом Айзеком Азимовым, как название рассказа Брюса Бетке, по другой — в круге писателя, отца киберпанка, Брюса Стерлинга. Первым киберпанк-романом стал «Нейромант» Уильяма Гибсона (1984).
Появление киберпанка связано с распространением персональных компьютеров, благодаря чему материализовались многие научные идеи 1950-1960-х годов. Идеология прочитывается в названии: кибер — хай-тек, отрицание природы, панк — анархомаргиналы, бунт против культуры. Сочетание парадоксальное и потому привлекательное. В киберпанк-литературе все синтетическое: одежда, наркотики, плоть, интеллект. Никакого экологизма, в гармонию никто не верит. Специфическое отношение к телесности: имплантанты, нанотехнологии, крионика увеличивают возможности тела, специальные приспособления позволяют осуществить запись сознания и перенос его в компьютер. Соответственно, важная тема — взаимодействие сознания с виртуальными мирами, данными в комплексе ощущений, а один из центральных конфликтов — столкновение человека с искусственным интеллектом, который начинает мыслить самопроизвольно. Киберпанк антигуманен (здесь человек — не мерило всех ценностей), мрачен, но, как сказал Брюс Стерлинг, «эта мрачность честна ». Другое свойство — максимализм, по словам Стерлинга: «Во вселенной киберпанка мысль о том, что существуют некие священные границы, в которых должен держаться человек, — заблуждение... границ, защищающих нас от самих себя, не существует».
Кибер-альтернатива плохо прижилась в киноиндустрии, несмотря на развитие спецэффектов. Вначале был «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта по роману депрессивного фантаста Филиппа Дика, затем посредственный «Джонни-мнемоник» по Уильяму Гибсону. Чуть более интересны «Странные дни » Кэтрин Бигелоу. Малобюджетное исключение — фильм Дарена Аронофски «Пи», снятый всего за 70 тысяч долларов. Развлекательный «Газонокосильщик» и сериал «Дикие пальмы» объясняли обывателям виртуальную реальность; наиболее зримо это удалось братьям Вачовски в «Матрице», в строгом смысле киберпанком не являющейся. Удачные примеры — «Нирвана» Габриэле Сальваторе и «ЭкзистенЦ» Дэвида Кроненберга, хотя в последнем почти отсутствует хай-тек. Напротив, изящный «Авалон» японца Мамору Осии формально относится к киберпанку, не соответствуя его духу.
Позже появились пост-панк стили – биопанк и нанопанк.
Нанопанк – это литературный жанр, в котором рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов. Исторически пришел на смену киберпанку, поэтому содержит в себе ряд его элементов — транснациональные корпорации и секретные разработки в тайных лабораториях; уличные беспорядки; карантинные службы; эпидемии, поиски вакцин.
Биопанк – направление
научной фантастики, началом которого
является Рибофанк, в котором путём генной
инженерии создаются «не-люди» специально
созданные, в качестве идеальных слуг,
а также живых игрушек. В этом мире господствуют
транснациональные корпорации, действуют
террористы из Фронта Освобождения Трансгенов
и ведётся Последний Джихад. А история
трансгенного и разумного кролика Питера
на ферме Мак’Грегора имеет параллели
с революцией на «Скотном дворе» Джорджа
Оруэлла.
Примером произведения в жанре
биопанка явлется «Геном» Лукьяненко,
в котором имеются методы, позволяющие
изменить генотип человека таким образом,
чтобы приспособить его к определённой
деятельности. Подобная операция («спецификация»)
проводится будущему ребёнку за 9 месяцев
до рождения по заказу родителей, которые,
таким образом, раз и навсегда решают,
кем он будет. Человек, которому была сделана
спецификация, называется «спецом», немодифицированные
люди именуются «натуралами». Стоимость
спецификации, возможность предоставления
кредита для оплаты и прочие условия зависят
от того, насколько велика на данной планете
потребность в спецах данной профессии.
Спецы генетически совместимы с натуралами
— у спеца сохраняется немодифицированный
генотип, и специфицированные признаки
передаются потомству только тогда, когда
оба родителя обладают ими, но и в этом
случае их передача может быть блокирована
по желанию родителей.
Информация о работе Молодежная культура киберготов как социально - культурный феномен