Молодежная субкультура: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к этому феномену. Стоит ли ждать беды от многочисленных формирований или это естественный, прогнозируемый процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ И МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
1.1. Молодёжь как социально-психологическая группа…………………5
1.2. Популярные молодежные субкультуры…………………………….13
ГЛАВА II. СУБКУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Актуальные проблемы молодежных субкультур…………………18
2.2. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вадим.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

По всем направления  происходит становление качественно  новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового  возраста, - это перестройка отношений  с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Вторая особенность  и ценнейшее психологическое  приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и  самоопределения. В тесной связи  с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому  возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры.

 

1.2.Популярные молодежные субкультуры

Молодежная субкультура  создается самими молодыми людьми для  молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

Историю неформальных организаций  нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «стильно», за что и получили презрительное определение «стиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями –  молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений  начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно  в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

  1. Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур.  Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.
  2. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).
  3. Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
  4. Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием, что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.
  5. Граффити. Слово граффити – итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы.

Субкультурная активность молодежи в 70-х годах стала принимать  форму контркультуры. Выдвигались и апробировались на практике альтернативные способы взросления: игра вместо работы, наркотики вместо спиртного, коммуны вместо семьи. В эту молодежную субкультуру оказывались вовлеченными и зрелые люди.

В России культура хиппи  активно формировалась в конце 70-х и 80-х гг. Существует она и в настоящее время, привлекая внимание подростков и юношества уже не только идеями, но и своего рода историчностью,  легендарностью. Многое из музыки, литературы, кино, проникнутого духом «хиппи», сегодня воспринимается как классика американской и европейской культуры 20-го века.

Неотъемлемым элементом  жизни хиппи стало употребление марихуаны. Курение «травы» настолько  вошло в повседневность, что зачастую вытесняло алкоголь. «Детей цветов»  по праву можно назвать «детьми травы». «Культовым» наркотиком для «хиппи» стал ЛСД, еще не получивший в 70-е однозначно негативной оценки и рассматривавшийся как великое открытие, средство для изменения «обыденного» сознания. В сущности,  все виды наркотиков находили легкий путь в среду «хиппи». Жизнь в «коммунах» выступала фактором быстрого формирования зависимости и широкого распространения наркотических средств. Как следствие, именно хиппи серьезно захватила первая волна СПИДА.

Панки (от англ. рunk — гнилушка, гадина). Свойственный в принципе молодежной субкультуре протест против общепринятых норм и ценностей «панки» выразили, пожалуй, наиболее демонстративно и агрессивно. Все элементы панковской субкультуры: поведение, имидж, слэнг носили вызывающий характер и были призваны эпатировать, раздражать, возмущать взрослых. Торчащие в разные стороны или постриженные в форме гребня, окрашенные  волосы; «боевой раскрас» лица; утыканная булавками, специально порванная одежда; изобилующая бранью речь действительно вызывали и продолжают вызывать негодование и страх добропорядочных граждан. Нарочитое нарушение норм поведения в общественных местах панки объясняют тем, что они просто сумасшедшие. Это считается хорошей чертой характера, потому что таким способом они реализуют себя вне контроля. Важным понятием для понимания панковской субкультуры  является: «прикол» и «прикалываться». Этим понятием определяется практически все формы совместной активности: шутить, дружно демонстративно драться, играть в детские игры, веселиться за счет других  и.т.д.

Панк-рок стал музыкальным  выражением духа эпатажа и вызова. Наиболее примитивное направление  рок-музыки за все время ее существования  характеризуется особой громкостью, рваным ритмом, отсутствием гармонии («Секс Пистолз», «Клэш» и др.). Не обращая внимание на мастерство  владения инструментами, панк-музыканты весьма серьезно относились к текстам. Критика существующего социального порядка и культуры в форме хлестких обвинений сопровождалась нецензурным выражениями.

В нашу страну  панк пришел через прибалтийские республики СССР в начале 80-х.  В сообщество первых «ленинградских» панков того времени входил будущая звезда отечественного рока – Виктор Цой. В России панковская субкультура в ряде случаев ассимилировала элементы примитивного анархизма, а зачастую использовалась как эффектное прикрытие банального хулиганства.

Обращение панков к  наркотикам так же стало одним из инструментов  для выражения презрения  ненависти  к окружающей действительности. «Дети  технологического общества» панки  предпочитают синтетические ПАВ: амфетамины (эфедрон, первитин), ингалянты (клеи, растворители), не оставляя без внимания все иные виды.

Подведя итог главы, можно  сделать вывод, что в последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры,  существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. В этом молодежном движении выделяются группы,

объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др.

 

ГЛАВА II. СУБКУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

2.1.Актуальные проблемы молодежных субкультур

Проблемами подростковой субкультуры занимались многие ученые, работы которых были использованы в  данном исследовании.

Серьезный вклад в  разработку теории семейного воспитания внесли: М.Земска «Семья и личность», Л.В.Карцева «Семья в трансформационном обществе», М.С.Мацковский «Социология семьи». Авторы раскрывают условия эффективного семейного воспитания и основные тенденции развития семьи как социальной структуры.

Источниковая база исследования обеспеченна обращением к следующим  работам: Маргарет Мид «Культура и мир детства» - автор дает достаточно полное представление о закономерностях развития и воспитания детей (подростков) в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов. М. Мид называют первым антропологом детства и юности.

В работе Э.Эриксона «Идентичность: юность и кризис», воплотилось системное  исследование социальной идентичности личности. Эриксон сконцентрировал  свое внимание на изучении отрочества, являющегося, по его мнению, стержневым периодом развития личности; создал теорию подростковой идентичности. Эриксон считает, что становление личностной идентичности является важнейшей задачей развития в подростковом возрасте.

Информация о работе Молодежная субкультура: проблемы и пути решения