Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Изучение молодежных субкультур уже давно составляет важное направление в социологии молодежи. На западе к этой проблематике обратились ведущие специалисты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Причиной неизученности данного вопроса в отечественной историографии можно называть социо-культурные факторы.

Содержание

Введение
Глава 1. Субкультура как социальный феномен
1.1 История термина
1.2 Возникновение субкультур как социального феномена
1.3 Характеристики молодежных субкультур
Глава 2. Молодежные субкультуры в Современной России
2.1 Российская специфика молодежных субкультур
2.2 Молодежные субкультуры – виды
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология_субкультуры.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистского сообщества. Нам известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч видят себя спасителями мира (в одной из наших записей буквально: «Дома маме я говорила: как ты не понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!»).

В конечном счете в толкинистком движении сказалась ментальность россиян, ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы писателя Аркадия Гайдара в книге «Тимур и его команда» (1940) определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию: вполне завершенную и идейно освященную конструкцию, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрели понятие молодежной субкультуры, историю самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур, имеющий значение для современного функционирования общества. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, мы привели примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур. Мы обозначили характерные черты, формы проявления этих «подгрупп», выявив именно российскую специфику в молодежных объединениях и следы влияния западной модели феномена субкультур.

Мы пришли к выводу, что субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Мы также выявили, что некоторые молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества (индустриальные и спортивные субкультуры – скинхеды, люберы,) западной культурной экспансии (например, рейверы), тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи (например, толкинисты). Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

В целом в настоящее время явления субкультур прочно вошло в повседневную жизнь. В силу особенностей телекоммуникаций, оно создает в настоящее время стратификацию нашего общества по интересам. На мой взгляд, в современной России существует достаточно большое количество разнообразных субкультур, которые представляют собой социальный феномен. Это важная составляющая нашего общества, изучению которой должно уделяться больше внимания.

 

 

Список литературы

 

Учебники и учебная литература:

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  3. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. — М., 1996. — 280

Научная литература:

  1. Аксютина. О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603
  2. Громов Д. Любера: Как становились пацанами//«Теория моды», 2008 - 2009. - № 10.
  3. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989
  4. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
  5. Мацкевич И.М. Криминальная субкультура//Российское право в Интернете, 2005.-№1.
  6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
  7. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. - Л., 1990
  8. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг.–2002. № 3. – http://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm

Интернет-источники:

subkultura— сообщество в «Живом  журнале» по теме «Субкультура»

http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm

http://ru.wikipedia.org

2

 


Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен