Молодежные «тусовки» и субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 10:51, реферат

Краткое описание

Современный мир даёт нам множество разнообразных проявлений социальной активности человека. Одними из них являются молодежные субкультуры и «тусовки», изучение которых оченькнечно же с социологической позиции.
Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура – это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе молодежные субкультуры.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

     Багирова  Сабина 121 группа, логистика.

     Тема: Молодежные «тусовки»  и субкультуры

     Современный мир даёт нам множество разнообразных проявлений социальной активности человека. Одними из них являются молодежные субкультуры и «тусовки», изучение которых оченькнечно же с социологической позиции.

     Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура – это система  норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства  общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества (см. 2). Для молодежи, в силу её определенный социально-психологических свойств, связанных и с каким-то юношеским максимализмом и со стремлением выделиться среди остальнох, характерно участие в различных субкультурах. Кроме того, молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века, вытекающие из таких социальных процессов, как индустриализация и из социально-политических событий середины XX века, вызвавших, например, появление таких субкультур в молодежной среде, как битники, хиппи и т.д. В целом, молодежную субкультуру можно назвать показателем, отражающим жизнь и перемены, происходящие в обществе.

     Исследователи говорят нам о том, что оформление молодежной субкультуры пришлось на 50-е годы ХХ века. Например, Омельченко Е. в работе «Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» пишет, что «история изучения молодежных культур XX века знает несколько как бы молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение – поствоенное, «беби-бумеры» в США 1950-х годов; «поколение X» - непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» - поклонников Пепси у Виктора Пелевина» (3). И, прежде чем, перейти к более подробному рассмотрению особенностей молодежной субкультуры и «тусовки», хочу отметить основные характерные черты данного социального явления. Итак, «согласно выводам специалиста по молодежной культуре Левиковой С.И., молодежная субкультура характеризуется следующим:

     - молодежная субкультура представляет  собой социальную общность, каждый  представитель которой сам причисляет  себя к ней; члены такой общности  могут формировать как группы  непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального  общения;

     - вхождение молодого человека  в ту или иную молодежную  субкультуру означает принятие  им и разделение её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

     - как правило, молодежные субкультуры  возникают вокруг какого-либо  «центра», выразителя тех или  иных пристрастий к музыкальным  стилям, образу жизни, отношения  к определенным социальным явлениям;

     - значимые для той или иной  молодежной субкультуры идеи  и ценности получают внешнее  выражение в обязательной для  ее членов символике и атрибутике  группы» (4).

     Левикова  С.И. также отмечает: «Молодежная субкультура – это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» (5).

     Определившись с тем, что же есть такое эта молодежная субкультура, думаю стоит рассмотреть некоторых её представителей. Мне кажется, что одной из первых субкультур, положившей начало этому явлению, было бит-поколение (битники), появившееся в 50-е годы ХХ века – the Beat Generation, что можно перевести, как «разбитое поколение». Зародилось оно в среде писателей и поэтов того времени и отражало новые веяния в литературе, которые впоследствии перешли в некий образ жизни – разбитной, богемный, аполитичный, в некоторой степени романтичный, связанный с революцией американских нравов. Почему американских? – потому что битники зародились именно в богемной среде Нью-Йорка. В 1948 году американский писатель, поэт Джек Керуак впервые употребил термин «бит-поколение», «охарактеризовав так социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году «потерянного поколения» участников Первой мировой войны» (6). Неким учебником по бит-поколению является книга Керука «В дороге», раскрывающая образ жизни и социально-значимые черты битников. В конце 1960-х большая часть данной группы претерпела трансформацию в всем известное движение хиппи, так же являющуюся одной из старейших молодежных субкультур. Как можно прочитать в различной литературе и в Интернете, «движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины, против войны во Вьетнаме, против политики американского государства. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству» (7). Хиппи – «дети цветов», субкультура с приставкой «контр-», контр – против, некий социальный протест, протест существующим основам общества, нормам и ценностям капитализма, протест против популистской политики государства. В 1960-е – 1970-е – популярное среди молодежи движение, пропагандирующее свободную любовь, творческую деятельность, тусовки и путешествия в разрисованных фургончиках или маленьких автобусах. Хиппи были выразителями социальных перемен в американском обществе в то время, когда во Франции происходили студенческие бунты – первые выступления молодежи общества потребления (яркий пример – волнения 1968 года). Но, возвращаясь к субкультурам: в конце 1980-х гг. в одном из ванкуверских журналов опубликована статья канадского скульптора и дизайнера Дугласа Коупленда о «Поколении Х» (Generation X). А в 1991 году вышла в свет книга Коупленда «Generation X: Сказки для ускоренного времени» - в некоторой степени социологический путеводитель, только в художественном обрамлении, по молодежным субкультурам и тусовкам. Создатель термина «Поколение Х» отмечает в своей книге, что представители Generation X – это дети хиппи, которые выросли, превратились в обычных американцев, представляющих из себя воплощение «американской мечты». Представители «Поколения Х» не довольны тем, что их родители предали идеалы своей юности и поэтому определяют для себя новый образ жизни, стиль и ценности, отказываясь от материализма общества. На мой взгляд, без «Поколения Х» не сформировались бы многие современные молодежные субкультуры. И, в целом, поколение, описанное Дугласом Коуплендом в его произведениях («Generation X», «Рабы Майкрософта», «Планета шампуня», «Мисс Вайоминг», «Нормальных семей не бывает», «Эй, Нострадамус!», «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме», «Похитители жвачки» и др.) является носителем социальных перемен современного мира, отражает те социальные, экономические, политические процессы, происходящие в обществе, показывает многообразие субкультур и тусовок среди молодежи – поколения, которое всегда является двигателем общественного прогресса.

     Молодежная  субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует  на меняющиеся внутренние и внешние  условия своего существования. Она тесно связана с политикой государства, с экономической составляющей общества, с социальной, культурной, духовной сферами жизни общества. Отсюда можно выделить субкультуры по музыкальным предпочтениям, спортивные субкультуры, ролевые, реконструкторские субкультуры, криминальные, развлекательные, политизированные и т.д. Поэтому хочу обратиться вновь к источникам: «Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

     - романтико-эскапистские субкультуры  (хиппи, ролевики, толкиенисты, с  известными оговорками байкеры);

     - гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

     - криминальные («гопники», люберы);

     - анархо-нигилистические (панки, экстремистские  политизированные субкультуры «левого»  и «правого» толка, которые  можно также называть радикально-деструктивными).

     Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века: «золотая молодежь» в столицах; наркоманская субкультура; уголовная среда; «голубая» тусовка; неофашисты и скинхеды; «нацболы» (национал-большевики); футбольные фанаты; «попсовики»; «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов.); сатанисты; «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма).

     Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой  и В.А. Бабахо в 1996 г.:

     - группы, объединяющие приверженцев  музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

     - группы, ценностные ориентации которых  имеют некоторый политический  и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

     - группы аполитичного, эскапистского  характера (хиппи, панки, люди  «системы»);

     - эстетствующие группы («митьки»);

     - группировки, исповедующие «культ  мускулов» («качки»);

     - криминогенные группировки, объединяющиеся  по признакам агрессивности, жесткой  организованности и противоправной  деятельности («теляги», гопники, люберы)» (8).

     Хочется подчеркнуть, что многие субкультуры пришли в нашу страну с Запада. В Советское время (50-е годы ХХ века) были стиляги – представители «эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги.Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл» (9). После стиляг (1960-е – 80-е гг.) стала зарождаться субкультура рок, которая «подарила» нам неформалов – панки, металлисты, альтернативные субкультуры. Как отмечают исследователи, для них было характерно: «аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры» (10).

     Сегодня – в России ХХI века, на улицах города можно увидеть представителей различных субкультур. Это - и хиппи, и растаманы, и эмо, готы, панки, стрейт-эдж (Straight edge – философское ответвление панк-движения), ролевики-реконструкторы, мобберы (любители флэш-мобов), представители хип-хоп-субкультуры, рейверы, роллеры, паркурщики, турникмены, хакеры, футбольные хулиганы (фанаты), гопники и т.д.

     Сегодня появилось новая субкультура  или, скорее даже молодежная «тусовка» - хипстеры (to be hip – быть в теме). Опять же пришедшая к нам из США, появившаяся в 1940-е годы и принимающая в свои ряды поклонников джазовой музыки. В наше время хипстеры – это «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» (11). На мой взгляд, хипстер – реальный представитель постмодернового общества.

     С молодежными субкультурами тесно  сплетены молодежные «тусовки» (одно вытекает из другого). Что же такое «тусовка»? «Тусовка» - это некое начало субкультуры, или по другому сообщество по интересам, это то, что потом перерастет в субкультуру, обретет свои ценности, правила и структуру. Но иногда большое количество разнообразных субкультур смешивается и превращается в разноцветную и разношерстную «тусовку». Исходя из собственного опыта и из наблюдений за сверстниками, хочу отметить, что сегодня мы как раз и можем наблюдать именно «тусовочный» тип организации в молодежной среде, когда стираются границы между различными субкультурами, и уже имеют главное значение не нормы и ценности той или иной субкультуры, а только какие-то визуальные аспекты – определенный внешний вид, манеры, художественные образы, то есть внешняя оболочка, без определённого внутреннего содержания. Хипстер – представитель молодежной «тусовки» конца первого десятилетия ХХI века – молодой человек, собравший свой внешний образ, как мозаику, из различных субкультурных элементов.

     «Тусовка» - как социальное явление, как место  встречи представителей различных субкультур. Мне кажется, что такая трансформация молодежной субкультуры в «тусовку» связана, в первую очередь, с процессами глобализации, которые происходят в современном мире. Стирание субкультурных границ, интеграция – всё это отражает современные социальные процессы.

     В заключение хочется добавить, что  «тусовки» и субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодого человека, становлении его личности, приобщении к нормам и ценностям общества, поэтому актуальны для изучения именно с социологической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литерптуры:

     1. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер.  – М. : Феникс, 1994. – С. 660.

     2. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социология» / А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина. – Воронеж : ВГУ, 2007. – С. 44.

     3. Омельченко Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи / Е. Омельченко / Центр изучения молодежи «ПОКОЛЕНИЯ.NET». – (http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/)

     4. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура» / С.К. Свечников. - Йошкар-Ола : ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. – (http://piorme.narod.ru/subkult.htm)

     5. См. : там же.

     6. Бит-поколение / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бит-поколение)

     7. Молодежные субкультуры / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Озерского городского округа». – (http://www.libozersk.ru/pages/index/343?cont=1)

     8. Свечников С.К. Указ. соч.

     9. Там же.

     10. Там же.

     11. Хипстер (современная субкультура) / Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хипстер_(современная_субкультура))

Информация о работе Молодежные «тусовки» и субкультуры