Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:56, реферат
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Введение
1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
2. Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, старость можно
рассматривать как стабильный и
устойчивый элемент в жизни поколения,
как основное звено механизма
преемственности общественных отношений,
культуры, морали, опыта. Отношение
младших к пожилым людям, можно
считать одним из показателей
уровня культуры общества. Стереотипные
утверждения и мнения, касающиеся
старости, являются показателем, отражающим
господствующую в данную эпоху и
в определенном культурном кругу
концепцию человека. Наша эпоха несет
в себе культ молодости. Ценность
человека определяет умение быстро и
эффективно действовать, легко приспосабливаться
к новым технологиям и
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.
Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.
Представители авангардизма
усматривают в молодежной контркультуре
единственно надежную, эффективную,
радикальную оппозицию в
Структура обращений молодежи
за помощью в критических
Общество оценивается
по тому, как оно относится к
старикам, детям и инвалидам, а
также по тому в каких формах происходит
конфликтное столкновение между
поколениями. Если общество идет по цивилизованному
пути, то тогда оно вынуждено создавать
социальную систему поддержания
стариков - пенсии, дома престарелых
и т.д., говорить о воспитании милосердия.
Именно в конфликте поколений
обнаруживаются новые ниши, где необходимо
специализированное воспитательное воздействие,
предупреждающее разрушительные конфликты,
порождающее новые ценностно-
Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики и как достойно и уважительно провожают их дети. Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей.[5] Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ответственность каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.
Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.
Непременным элементом любого
развития является преемственность. Это
момент, позволяющий сохранять
Нынешнее состояние
Явление это для нашего общества, вообще цивилизации исключительное, принципиально новое, необъясненное и незамечаемое, а потому особо опасное по своим последствиям, о которых можно только догадываться.
Главное, в чем проявляется
разрыв поколений, - это не напряженные
отношения между собой, а практически
полное отсутствие культурного ядра,
которое по законам преемственности
должно быть передано от «отцов» и
«дедов» к их «детям» и «внукам».
В возникшем вследствие этого
у «отцов» чувстве своей
Остановимся, на данных, касающихся межпоколенческих отношений, то есть отношений старшего поколения и молодежи. По данным доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 год «Разлома поколений не просматривается. Скорее демонстрируется умиротворенность, хотя и с некоторыми ассиметричными оттенками. Молодые в основном уважают, сочувствуют и выражают симпатию, тогда как старшие – сочувствуют с легким раздражением».[7] Как видно из доклада, несмотря на сложнейшие условия существования переходного периода в России конфликт поколений не слишком выражен, происходят процессы адаптации к глобальным изменениям. Что касается социального самочувствия молодых, то в докладе сказано – «Ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого уровня…». Распространение аномии, то есть рассогласования нравственных ценностей, нарастание неопределенностей в отношении того, что считать правильным, а что – нет. Сегодня просматривается размытость у части молодежи важных нравственных ценностей. Резко понизили свой статус в глазах российской молодежи такие ценности, как общественная справедливость, ответственность перед обществом, равенство, социальная терпимость, помощь ближнему, охрана природы и т.д. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, мудрость, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу. Вот такой причудливый парадоксальный профиль молодого поколения вырисовывается сегодня. Сегодня важно понимать, что молодое поколение уже совсем другое и очень разное по своим интересам и ценностям, но как никогда сегодня ему требуется особая забота и внимание для наименее травмирующего и наиболее успешного вхождения во взрослую жизнь. И чтобы не прервалась времен связующая нить очень важно продвигать, открывать молодежи наилучшие образцы мировой культуры (и материальной в том числе), осуществляя по возможности равный доступ к знаниям. «Множество молодых людей просто не представляют, как можно строить планы на будущее, думать о завтрашнем дне… Для них все в значительной мере мимолетно, преходяще, поверхностно»[8]. Поэтому старшему и среднему поколениям нельзя терять связи с молодежью, нужно искать те ниши, те проблемы, в которых они могут быть полезны молодежи.
Может быть предложено два выхода из конфликтной ситуации.
В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.
Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы.
В отношениях поколений обязана присутствовать некая доля взаимности, без которых не может быть положительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.
Диалог поколений, который должен идти при нормальном течении жизни прежде всего через СМИ, в России практически прерван. Старшее поколение не разговаривает с молодежью, а молодежь ни о чем не спрашивает, а когда начинают говорить, то чаще не слышат друг друга. Открытого и честного диалога между поколениями нет. Необходимы меры, направленные на осознание обществом феномена разрыва.
Заключение
Сделаем выводы из вышеизложенного. На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.
Проводимые в современной
России реформы и дестабилизация
в стране, заставляют человека выживать
в современных условиях, что развивает
в сознании молодежи отношение к
старшему поколению, как к иждивенцам.
Молодое поколение часто не имеет
четкого мнения о жизни старшего
поколения и порой
В России случился резкий культурный скачок, приведший к определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения. Существующие сегодня тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодежи и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.
Именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений.