Молодежь как социальная общность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.
Свойства социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм; 3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.

Содержание

Введение
1. Понятие и типология социальных общностей и групп
2. Молодежь как социальная общность
2.1. Молодежная субкультура
2.2. Стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления
3. Организация – целевая социальная группа
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  трансформации российского общества в постсоветское время не только нанесли «культурную травму»  массовому сознанию россиян, деформируя его и стирая прежние стереотипы, но и оказали влияние на поколение  тех 17-20-летних юношей и девушек, социализация которых выпала на годы реформ, а также еще более молодых – 15-16-летних, родившихся в эпоху перестройки.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи.

С 60-х годов XX века к  этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным.

Что же предопределяет российскую специфику  субкультурных образований в  молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь  играют основную роль.

Первый – социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий XX. Хотя в последующие два года XXI в. Отмечался некоторый экономический рост, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор – особенности  социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, являлась, тем не менее, основой для  социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.

Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобрела преступность среди российской молодежи.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультуным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

 

 

 

 

 

2.2.      Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и

потребления

В современном российском обществе социальная стратификация  воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям.

Как отмечал М. Вебер, именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах. В рамках этой теории была поставлена задача: выявить факторы включения молодых людей в рыночные отношения в сферах образования, занятости (на рынке труда) и потребления. Ее решение дает возможность проанализировать наблюдаемую социальную стратификацию молодежи, что весьма важно для понимания взаимосвязи социоэкономической динамики и поведенческих приоритетов «рыночного поколения» в трансформационных процессах российского общества с целью выявления состояния его «включенности» в рыночную экономику.

В современном российском обществе в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры – доходов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства высокопрофессиональных и властных элит, образование обеспечивает важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы.

Для выражения кредо  современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!»

Хорошее образование  в этом процессе становится главной  стартовой ступенью в достижении жизненного благополучия.

Рост престижности высшего  образования (падение его произошло  в начале девяностых годов в условиях «дикого» рынка, подъем с 995 г), фиксируемый в ходе мониторинга «Абитуриент-студент-выпускник», привел к его массовизации: 70% россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование. В то же время массовизация образования ведет к росту на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. Наряду с этим, усиливается требовательность к знаниям и умениям выпускников со стороны работодателей. Поток недостаточно подготовленных работников увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становится сферой столкновения экономических интересов.

Так формируются две  основные тенденции, характерные для  рынка образовательных услуг: наличие  избыточного образования и невысокий уровень подготовки специалистов. Именно они и определяют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества. Анализ мотивов получения профессионального образования свидетельствует об использовании его в качестве инструмента достижения жизненного кредо тех, которых можно назвать «молодыми перфекционистами» (состоявшимися), - успешной карьеры и материального благополучия. Практически исчезает терминальная функция, связанная с получением знаний, и возникает новая, связанная с достижением целей, т.е. карьера, материальное благополучие.

Судя материалам социологического исследования, оценка специальности  наиболее полно коррелирует с мотивами ее получения: карьера, успех, образованность, престижная работа. Сегодняшние молодые не просто социализируются под давлением общественных трансформаций. Мимикрия не является их характерной чертой. В отличие от предыдущих поколений, нынешнее поколение (поколение «next») стремится изменить «мир под себя», несмотря на внутреннюю стратификацию – разный уровень жизни и столкновение ценностных позиций.

Эмпирический анализ поколения «next» свидетельствует  о резких динамических изменениях распределения  между ними социальных ролей. По мнению сегодняшних двадцатилетних, молодежь 16-18 лет отличается от них; между  ними не всегда существует взаимопонимание, есть различие в ценностных приоритетах. Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, в условиях открытости России мировому информационному пространству, оказалась более подвержена воздействиям Запада, успела впитать в себя его потребительские стандарты и, как должное, воспринимает криминализацию общества. Для этой группы молодежи характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление поп-культуры. Воспринимаю рыночную экономику как «криминал» (49,3%), они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения.

Сравнительный анализ характерных  черт современной учащейся молодежи позволяет сделать следующие  выводы. Под влиянием глобализации молодежь стремительно трансформируется и меняет смысложизненные принципы советского поколения на потребительские ориентиры. Характерной чертой поколения является высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению и участию во всякого рода «тусовках».

Нынешнее поколение  молодежи можно назвать поколением независимых и целеустремленных индивидуалистов, приверженцев коммуникативной  свободы, своеобразными «романтиками»  потребления, раскрепощенными, самоуверенными и амбициозными молодыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.         Организация – целевая социальная группа

Целевые общности — общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности. Это  сознательно созданные общности (группы), стремящиеся достичь определенных целей или намерений организаторов. Данные цели находят свое выражение в формализованном уставе. Но часто существуют целевые неформальные группы, в основе которых лежат определенные человеческие потребности, принимающие в ходе совместной жизни вид различных интересов. Интересом в данном случае может выступать какой-либо один предмет или несколько, или какое-либо положение вещей, достижение которых является желательным или необходимым для жизни индивида, группы и которые мобилизуют все силы, эмоции, стремления для достижения необходимо важной цели.

Человек может стремиться к достижению своей цели разными  способами: во-первых, самостоятельно, не учитывая, что делают другие; во-вторых, в борьбе с другими, когда он стремится  к чему-то, к чему стремятся также  и другие, и ему приходится противопоставлять им себя; в-третьих, в сотрудничестве с другими, в данном случае это сотрудничество регулируется организационными предписаниями, которые соединяют сотрудничающих людей в целевые группы.

Целевые группы образуются также для более успешной борьбы с другими группами. Иногда целевые группы называют объединениями, обычно в том случае, если они образовались на основе добровольного соглашения членов для совместного достижения цели, ставшей причиной образования объединения. Например, несмотря на то, что наемная армия — это целевая группа, она не является объединением, так как не является добровольной организацией и не может быть распущена по желанию ее составляющих солдат.

В связи с вышеизложенным рассмотрим такое понятие как  организация.

Общественная организация — это “основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан” (ст. 8). Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом — выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Социальные организации  возникают и функционируют в  рамках социальных институтов. Важнейшими их чертами являются: 1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками; 2) четкое определение их функций, прав и обязанностей; 3) регламентация и контроль за исполнением функций и обязанностей; 4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих их функционирование.

В социологии сложилось  несколько подходов к пониманию  сущности организации: 1) это искусственное  объединение институционального характера, занимающее определенное место в  социальной структуре общества и  предназначенное для выполнения конкретной функции; 2) это деятельность по организации, включающая распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и контроль; 3) это степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов какой-либо системы.

Социальные организации. В повседневной практике мы часто используем понятие "организация", при этом каждый раз вкладываем в него самое различное содержание. Как указано в "Философском энциклопедическом словаре", понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo - сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях:

1. Объединение людей,  совместно реализующих программу  или цель и действующих на  основе определенных правил и  процедур.

2. Совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

3. Внутренняя упорядоченность,  согласованность, взаимодействие  более или менее дифференцированных  и автономных частей целого, которые  обусловлены его строением. 

Понятие организация  применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей.

Применительно к социальным объектам употребляют понятие "социальная организация". Ведущий исследователь  в области проблем социальных организаций А.И. Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.

Во-первых, это "искусственное  объединение институционального характера, занимающее определенное место в  обществе и предназначенное для  выполнения более или менее ясно очерченной функции", т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин "организация" относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле "социальный институт" и "социальная организация" тождественны друг другу.

Во-вторых, это "определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.". В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой - контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание", и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин "организация" совпадает с термином "управление", хотя полностью его не исчерпывает.

Информация о работе Молодежь как социальная общность