Молодежь как социально-демографическая общность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение места молодежи как социальной группы в современном обществе.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие молодежи как социально-демографической общности.
2. Выявить ценностные приоритеты современной российской молодежи.
3. Определить жизненные планы молодежи в условиях российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Молодежь как социально-демографическая общность………………………4
2.Ценностные приоритеты современной российской молодежи………………7
3.Жизненные планы молодежи в условиях трансформации российского общества………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Молодежь как социально-демографическая  общность………………………4

2.Ценностные приоритеты  современной российской молодежи………………7

3.Жизненные планы молодежи  в условиях трансформации российского  общества………………………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных  проблем, одной из которых является социокультурное становление личности и нового поколения молодежи в условиях демократизации российского общества.

Особая социально-демографическая  группа населения, определяемая понятием «молодежь», представляет собой одновременно объект и субъект социализации. Молодежь выступает как объективная ценность общества. В этом плане ее нельзя как переоценивать, так и недооценивать.

Современная российская молодежь явно недооценивается как  органами власти всех уровней, так и  обществом, которые воспринимают ее как самодостаточную для жизнедеятельности группу, что приводит к значительным негативным последствиям в молодежной среде.

На сегодняшний день значительно меньше внимания уделяется  социокультурном, духовному становлению  молодежи, освоению молодыми людьми российских традиций, норм и ценностей, а также формированию целостной личности, отвечающей идеалам построения в России демократического гражданского общества и правового государства.

Целью данной работы является определение места молодежи как социальной группы в современном обществе.

Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие  молодежи как социально-демографической  общности.

2. Выявить ценностные  приоритеты современной российской  молодежи.

3. Определить жизненные  планы молодежи в условиях  российского общества.

 

 

 

 

 

 

1. Молодежь  как социально-демографическая общность

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что  приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того чтобы оказать  помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и  т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь - это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные  границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница  определяется, тем, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек может  заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

У молодежи есть особые черты, которые характеризуют ее как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным 2008 г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. Падение рождаемости  в Российской Федерации привело  к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве  постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России [5, с. 64].

Внедрение рыночных отношений  обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие  первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 2009 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.

К числу особо тревожных  тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают  неблагоприятные тенденции, как  омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2008 г. число  совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 2008 г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%) [5, с. 68].

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую  тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2008 г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в  большинстве своем оказалось  без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы  практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Таким образом, в социологии выделена особая группа - молодежь, определены ее возрастные границы, основные отличия  от других групп людей, а также  проблемы, с которыми сталкивается эта группа населения.

2009 год объявлен Президентом  России - годом молодежи, т.е. государство обратило внимание на то, что именно эта категория имеет свои специфические проблемы, которые необходимо решать именно сейчас, иначе большая часть молодых людей с огромным интеллектуальным и творческим потенциалом будет потеряна. Но, как не печально, именно этот в этот год произошел мировой экономический кризис. Многие идеи не нашли своей реализации и молодые люди не смогли реализовать своих планов в сфере получения образования, получение работы и решения жилищных проблем. Хотелось бы надеяться, что если не в этом году, то в последующие годы, когда последствия мирового финансового кризиса будут менее ощутимы, государство по-прежнему будет уделять больше внимание именно этой категории населения России.

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценностные  приоритеты современной российской молодежи

В России уже давно  назрел  кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности .

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что  современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве  пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний. 

В стороне остается устойчивая мировоззренческая  и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость,  инфантилизм, агрессивность, зависть. 

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей  определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатыванияденег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо  вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось  такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».

Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.  

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение,  обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными  людьми, отражающими определенный желаемый статус.

На мой взгляд, молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно разнообразны. Это разнообразие зависит от социальных характеристик, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). В зависимости от этих факторов реализуются разные жизненные позиции.

Информация о работе Молодежь как социально-демографическая общность