Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:13, реферат
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.
1. Проблема описания структуры личности…………………………………………….2
2. Изучение структуры и особенностей процесса мотивации……………………...….4
3. Физиологические изменения ребенка в период младшего школьного возраста и влияние этих изменений на психическое развитие………………………………….8
4. Общее психологическое описание младшего школьного возраста…………………9
5. Мотивационная сфера младшего школьника………………………….……….…….12
6. Список литературы…………………………………………………………………….
В школе система “ребенок-
Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.
В структуру учебной деятельности входят:
1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
2. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником.
3. Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий ~ основой наук. От ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
1. Произвольность и осознанность
всех психических процессов и
их интеллектуализация, их внутреннее
опосредование, которое
2. Осознание своих собственных
изменений в результате
Учебная деятельность—ведущая деятельность младшего школьника. Сущность учебной деятельности состоит в присвоении научных знании. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Цель учебной деятельности: обогащение, «перестраивание» личности ребенка.
Эти изменения составляют:
• изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;
• изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
• изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и
• умственного развития.
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов
рассматривают учебную
Новообразование: самоконтроль. Действие самоконтроля—есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания, проб и ошибок.
Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки—регулятивная.
Выделяют два вида самооценки:
ретроспективную, т. е. оценку достигнутых
результатов своей
Структура учебной деятельности: (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)
- мотивация
- учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний
- учебные действия
- контроль, переходящий в самоконтроль
- оценка, переходящая в самооценку.
Мотивационная сфера младшего школьника.
Мотивационная структура
личности (МСЛ) - это совокупность мотивов,
связанных и обусловленных
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность. Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью. Структура мотивов состоит в том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие – подчиненными.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.
Также в структуре мотивов следует выделить такие мотивы, как мотив общения, моральные мотивы, мотив самовоспитания.
Итак, практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, а следовательно могут поменяться мотивы.
Список литературы.