Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:31, доклад
Одним из методов сбора информации является социологическое наблюдение. Его вряд ли можно отнести к специфическим методам социологии - он заимствован из областей эмпирического знания и, в конечном счете, из естественных наук.
Одним из методов сбора информации является социологическое наблюдение. Его вряд ли можно отнести к специфическим методам социологии - он заимствован из областей эмпирического знания и, в конечном счете, из естественных наук.
Социологическое наблюдение – целенаправленное и систематическое восприятие какого-нибудь явления, черты, свойства которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк и дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, телевизионная техника и другие технические средства. Особенность наблюдения – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние “обнаженные” впечатления об исследуемом объекте.
Наблюдению подвергаются: характер поведения наблюдаемых лиц, объективация их материальной и духовной деятельности в изучаемом контексте (специфические факторы окружающей среды) - социальное поведение, окружающая среда.
Не могут стать предметом наблюдения: свойства, установки, оценки, способности, т.е. информация, лежащая "за" данным актом поведения, предрасположенность к нему. Наблюдаемы лишь конкретные акты поведения, действующие в качестве индикаторов этой предрасположенности.
Включенное наблюдение – это метод социологического исследования, особенностью которого является то, что исследователь сам становится участником того социального явления которое он собирается изучать.
Пример включенного наблюдения: социолог, изучающий межличностные отношения в среде байкеров внедряется в их среду, сам на время становится байкером, «тусуется» с ними и изнутри изучает все особенности их общения.
Метод включенного наблюдения предполагает неформальный сбор интересующих исследователя данных. Это не заполнение изучаемыми анкет, не интервью с ними, а просто наблюдение за социальным явлением и фиксация увиденного и услышанного. Часто отчет по результатам включенного наблюдения носит описательный характер и не предполагает каких-либо глобальных обобщений и точных цифр, хотя иногда применение метода включенного наблюдения и позволяет делать более глобальные обобщения.
Включенное наблюдение в социологии, как и любой другой метод сбора первичных данных имеет свои недостатки или ограничения:
Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания. Задача исследователя, ведущего включенное наблюдение, - показать, как социальное действие в одном мире может быть понято (осмыслено) с точки зрения другого мира. Например, лозунги рекламной или избирательной компании, акценты в маркетинговой политике фирмы или изменения в организационной структуре компании, направленные на достижение определенного эффекта и понятые их инициаторами в одном ключе, могут дать совершенно неожиданный результат и быть истолкованными совершенно по-иному конечными потребителями, избирателями или персоналом. Т.о., значимость глубины данных включенного наблюдения усиливается, если исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу.
Движение от недоумения к пониманию – это не только коррекция исходной формулировки проблемы и объяснение «странных обычаев» и неожиданных реакций. Наблюдатель здесь становится посредником между различными социальными мирами, расширяющим горизонты культурных традиций и способствующим их коммуникации.
Включенное наблюдение является техникой полевого исследования, используемой антропологами и социологами для сбора качественных данных и достижения более глубокого понимания мотиваций и отношений людей. Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Находясь в поле, исследователь, занимающийся включенным наблюдением, визуально наблюдает, слушает, задает вопросы и ведет подробные полевые записи.
Данный вид наблюдения является особенно существенным для сравнения действий информантов с сообщаемой ими вербальной информацией – ведь часто под воздействием конкретных обстоятельств люди поступают не так, как они говорят или как намеревались поступить изначально.
Например, в ходе беседы с исследователем, работники сельского хозяйства могут утверждать, что они производят регулярное удобрение выращиваемых ими сельскохозяйственных культур и при этом они применяют определенный способ внесения удобрений. В действительности же, они зачастую могут вносить элемент импровизации в этот процесс, используя, например, другие агротехнические процедуры и виды удобрений, в зависимости от требований, диктуемых сложившейся ситуацией. Институциональная диаграмма может показывать последовательность учреждений, через которые должна пройти заявка для произведения оплаты работы подрядчика, но в действительности, особенности работы того или иного сотрудника этих учреждений или совмещение некоторыми из них нескольких видов должностных обязанностей могут препятствовать прохождению информации.
Исследователь, занимающийся включенным наблюдением, сам является участником событий, пусть даже в течение короткого времени, и таким образом, путем простого наблюдения, может непосредственно фиксировать реакцию информаторов в ходе интервью и выявить реальные механизмы деятельности, стоящие за официальной структурой организации.
Расхождение между тем, что люди говорят и тем, что они делают, может значительно повлиять на планирование развития проекта или организации. Вышеприведенные примеры демонстрируют, что исследователь, занимающийся включенным наблюдением, может за короткое время собрать огромное количество полезной информации о реальном поведении членов общины или учреждения. Однако чем дольше продолжается включенное наблюдение, тем большие возможности получает исследователь для установления прочных связей с людьми, завоевания их доверия, а также понимания всего комплекса их воззрений, опыта, мотиваций, стоящих за описанным в документах и действительным поведением. Углубленное включенное наблюдение оказывает непосредственное влияние на выбор предпочтений и содействует лучшему пониманию того, с какими препятствиями можно столкнуться и какие преимущества использовать в осуществлении деятельности в области развития бизнеса.
В ряде ситуаций маркетинговая информация может быть получена только в процессе непосредственного наблюдения за действиями участников рыночного обмена (например, продавцов и покупателей). В таком случае исследователь становится наблюдателем, фиксирующем увиденное и услышанное, а также собственные впечатления о происходящем. Кроме того, исследователь может задавать вопросы участникам наблюдаемой ситуации - информантам. При этом наблюдатель может выступать в ролях, различающихся по степени закрытости-открытости исследователя для респондентов:
Полный участник - цели и статус исследователя остаются неизвестными для информантов, а поэтому такую ситуацию можно назвать ситуацией скрытого наблюдения. Сам исследователь в таком случае является участником исследуемой социальной общности (например, в момент покупки исследователь может находиться в позиции покупателя или продавца)
Неполный участник - цели и статус исследователя остаются неизвестными для респондентов, но сам исследователь не вовлечен в ситуацию, наблюдает ее со стороны
Полный наблюдатель - респонденты осведомлены о целях и статусе исследователя, исследователь не принимает участия в ситуации или действии, наблюдая со стороны
Включенное наблюдение может служить дополнительным инструментом исследования в ходе любой проектной фазы, поскольку исследования, оживленные таким образом, могут позволить получить "интерпретации культуры", которые способствуют расширению общественного участия в процессе планирования, реализации, мониторинга и оценки.
На первом этапе исследования стоит проблема выбора групп, ситуаций, времени наблюдения. Выбор исследуемого явления обосновывается через логику проверяемой теории, определяющей, какие особенности данного явления (случаи, группы и т.п.) существенны с точки зрения содержательных теоретических соображений.
Так, социолог, наблюдающий школьный класс и взаимоотношения детей во время уроков, по всей вероятности, будет вести свои наблюдения в дообеденное время; если же он изучает, скажем, изменения стилей управления в производственном подразделении, он постарается понаблюдать попеременно и за утренними, и за вечерними сменами. То же относится к большим временным циклам: сезонам, годам, смене поколений. Отбор людей при этом схож обычно с отбором интервьюируемых или информантов. Существенными параметрами такого отбора могут быть пол, возраст, ранг в групповой иерархии, уровень осведомленности и т.п.
Иногда говорят об отборе контекстов наблюдения. Контекст в данном случае представляет собой несколько абстрактное понятие, включающее в себя не только время, место и общую структуру взаимодействия, но и некую - обычно неявную - совокупность норм (нормативную структуру), регулирующих поведение людей в данных обстоятельствах места и времени. В этом смысле можно говорить о различных контекстах наблюдения во время рабочего совещания или в ходе неформального празднования какого-то события внутри одной и той же организации, или, скажем, о различии контекста семейного взаимодействия в присутствии гостей и на кухне. В еще более обобщенной форме различие контекстов социального взаимодействия может быть описано с помощью введенного И. Гоффманом противопоставления "сценических" и "закулистных" областей. Именно за кулисами (хотя, и не обязательно на кухне в физическом смысле) супруги выясняют отношения, не руководствуясь более нормативной структурой публичного поведения, и там же - не обязательно в географически определенном месте (например, кафедре) - выясняется, скажем, ранг ученого среди коллег. Разнообразие контекстов, которые следует принимать во внимание - это разнообразие социально сконструированных, а не физически заданных мест взаимодействия.
Выбор исследовательской проблемы и ситуации наблюдения - это результат предварительной стадии исследования. Завершение этой стадии ставит социолога перед другой совокупностью теоретических и практических вопросов, связанных сполучением доступа в полевую ситуацию и непосредственным вовлечением во взаимоотношения с интересующими его группами.
Проблема получения доступа к полевым данным - на первый взгляд, сугубо практическая, - играет ключевую роль в этнографическом методе. Более или менее эффективные попытки включиться в ситуацию наблюдения, в том числе, трудности, с которыми социолог сталкивается на этом пути, часто оказывают существенное влияние на теоретическую логику и степень понимания ученым того, что он наблюдает.
Преимущества включенного наблюдения заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.
Наиболее очевидные недостатки включенно
НАБЛЮДЕНИЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ
Тип наблюдения, при к-ром исследователь
получает информацию об изучаемой группе,
не включаясь в ход событий и не становясь
членом этой группы.
Невключенное. При невключенном (внешнем)
наблюдении исследователь или его помощник
находятся вне изучаемого объекта. Они
со стороны наблюдают происходящие процессы,
не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких
вопросов, — они просто регистрируют ход
происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.
Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.
При невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Характерным примером невключенного наблюдения могут служить наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения, чтобы видеть весь ход процесса, или наблюдение, имеющее целью описать социальную атмосферу, в которой происходит интересующее нас событие.
Невключенное наблюдение, направленное на описание характера социальной атмосферы, часто применяется в монографическом исследовании (на «разведывательном» его этапе) и значительно реже — в статистическом обследовании (в исследованиях аналитического плана или на соответствующем этапе комплексного исследования), так как его результаты почти не поддаются количественному выражению. Кроме того, невключенное наблюдение используется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотезы в лабораторных условиях. Примером невключенного наблюдения могут служить описания лондонских трущоб, данное Ф. Энгельсом в его работе «Положение рабочего класса в Англии».