Научное наследие Георга Зиммеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 19:59, реферат

Краткое описание

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX—XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель - самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценка социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Биография……………………………………………………………………..3
2. Научное наследие Георга Зиммеля………………………………………….8
3. Вклад в социологию религии………………………………………………...11
Заключение ……………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

социология религий.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Одну из широко  известных работ Зиммеля - "Философия денег" - называют своеобразной феноменологией и психологией капитализма. Эта работа представляет собой попытку культурологической (в отличие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного образа жизни. Зиммель испытал глубокое влияние идей К.Маркса.

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Зиммель считал, что социология должна представлять собой как бы метод изучения. Он писал: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как общественное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-либо из общественных наук, но обнаруживает для всех их новый путь - метод науки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности проблем не является наукой, обладающей собственным содержанием».

Выявление особого рода закономерностей в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации - чистой, или формальной, социологией. Чистая социология должна была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в различных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а значит - более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения. Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим общественным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук».

Зиммель выделял две философские социологические дисциплины: социологическую теорию познания, «охватывающую условия, предпосылки и основные понятия социологического исследования, которые в самом исследовании не могут быть обнаружены»; социальную «метафизику», необходимость в которой возникает тогда, когда «единичное исследование приводится к отношениям и целостностям, ставится в связь вопросами и понятиями, не рождающимися и не существующими внутри опыта и непосредственного предметного знания». Зиммель сконструировал свою программу весьма актуальную для своего времени. Социологическое знание он разделил на три категории - формальную, общую и филосовскую социологию (Г.Зиммель Социальная дифференциация).

 В работе "Социальная дифференциация" Зиммель ставит проблему взаимосвязи между индивидом и группой, рассматривает механизмы внутренней и межгруппового взаимодействия.

3. Вклад в социологию религии

Г. Зиммель, был не только  основоположником формальной социологии,   в то же время был одним из родоначальников социологии религии. В своих главных трудах — “О социальной дифференциации”, “Социология”, “Основные вопросы социологии: индивидуум и общество” — он анализировал и религию. Для социологии религии особенно важны такие его работы, как “Религия. Социально-психологический этюд”, “К вопросу о гносеологических истоках религии”, “К социологии религии”, “Проблема религиозного положения”.

 По мнению Зиммеля, сторона социальной сущности - единство - претворяется в соответствующую сторону религиозной сущности. Групповое единство склонно облекать свои структуры в трансцендентные формы и брать на вооружение религиозной чувство. Синтез индивидуумов в более высокую форму группового единства в глазах отдельной личности некое чудо. Поэтому личностное существование чувствует себя втянутым в игру преодолимых сил.

Зиммель различал религиозность и религию и подчеркивал, что не религия создает религиозность, а наоборот. Религиозность - это “целостная фундаментальная устроенность души”, “фундаментальное бытие религиозной души”. Она обнаруживается в религиозной вере, а сам этот душевный факт есть нечто метафизическое.

Между отношениями индивидуума к божеству и его отношением к социальной общности социолог находил сходства. Решающую роль тут играет чувство зависимости. Индивидуум чувствует себя привязанным ко всеобщему, высшему, к тому, из чего он возникает и куда уходит, чему отдает всего себя и от чего в то же время ожидает освобождения и избавления, от чего отличен и с чем все-таки тождествен. Зиммель считал, что существует сходство между отношениями индивидуума к божеству и его отношением к социальной общности. Решающую роль тут играет чувство зависимости. Индивидуум чувствует себя привязанным ко всеобщему, высшему, к тому, из чего он возникает и куда уходит, чему отдает всего себя и от чего в то же время ожидает освобождения и избавления, от чего отличен и с чем все-таки тождествен.

Объективные религиозные образования - церковь и догматика, по мнению Зиммеля, суть только слабый отблеск чистой формы религии. Содержание и явление религии представляют собой соединение вещества жизни и религиозной формы. Социальный институт церкви с течением времени становится негибким, догматика превращается в самоцель. Поэтому индивидуальная религиозность постоянно приходит в противоречие с догматикой, церковью и колеблет их.

Заключение

  При жизни  и в последующее десятилетие  после смерти, Зиммель был одним  из самых популярных социологов Европы. Это признание со стороны профессиональных социологов (М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина и др.) всегда сопровождалось оговорками, которые касались стиля его научного творчества — все отмечали «отсутствие» у него четкой теоретической концепции. Как пишет в этой связи ведущий российский исследователь творчества Зиммеля Л. Ионин, в конце концов, точка зрения, выраженная в этом суждении, стала общепринятой, и парадоксальное представление о Зиммеле, как о «блестящем», но «легкомысленном» исследователе, держалось вплоть до 60-ых годов.

В 60-70 годы социологическое творчество Зиммеля  стало подвергаться радикальной  переоценке. В его трудах обнаружили систематичность, единство замысла, было отмечено, что работы Зиммеля выражают «дух времени» и «дух культуры» в целом. Эти и многие другие аспекты нового видения, переоценки социологического наследия Зиммеля стали причиной зиммелевского ренессанса в современной социологии. Можно с полным основанием говорить, что сегодня социология Зиммеля, его теоретико-методологические принципы исследования применимы для анализа и понимания многих социокультурных процессов современного общества.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Беккер Г., Бесков  А. Современная социологическая  теория в ее преемственности  и изменении. М., 1962.

2. Зиммель Г. Мода / Зиммель Г. Избранное. Т. 2. ? М.: Юрист, 1996. 

3. История социологии: учебник для ВУЗов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997. 

4. Соколов Э.В., Георг Зиммель: философия культуры,  Санкт-Петербург, 2003.

 

 

 


Информация о работе Научное наследие Георга Зиммеля