Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:30, реферат
Менталитет, являясь ядром личностной и групповой культуры, стратегической культурной программой индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных противоречий общества. Понимание и учет многообразных ментальных особенностей индивидов, социальных групп и целых народов является условием их бесконфликтного взаимодействия в составе социума.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятия “Национальный менталитет” и “Ментальность” 4
ГЛАВА 2. Предпосылки формирования национального менталитета
белорусов. 6
ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов 9
ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14
Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Белорусы не приемлют крутых перемен сложившегося строя, уклада жизни и выступают за эволюционный путь развития, постепенные преобразования общественных отношений.
ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов .
Принципиальным в исследовании менталитета современных белорусов является то, что, начиная со второй трети XX столетия важнейшие этнообразующие факторы подвергались качественному изменению. К таковым изменениям в первую очередь относятся:
-приобретение белорусским
-принципиальное изменение
-урбанизация белорусского
-белорусизация городов.
В началеXXстолетия в
Белорусы, в основной части вчерашние крестьяне, привыкли из всего извлекать реальную выгоду. Отсюда распространенное мнение о политических акциях разного рода, о деятельности партий как бесполезных, которые не дают зримого эффекта. Белорусы мыслят не абсолютными, а более относительными категориями, не говорят сразу "да" или "нет", они скрытные, менее предсказуемы, чем, например, русские. Они зачастую говорят одно, а действуют по-другому. Постоянные нашествия и войны, а в последние годы и экономический кризис, чернобыльская катастрофа обуславливают ориентацию белорусов на заботу и защиту со стороны государства.
По сформировавшейся в советское время традиции белорусы зачастую не хотят высказывать своё мнение публично, если оно идёт вразрез с официально высказанным. Люди уверены в том, что они не могут повлиять на ход политических событий. Терпимость, общий компромиссный характер политической культуры белорусов обуславливает мягкость требований к власти. Много люди не требуют. Вместе с тем, принято преувеличивать возможности властных структур. Власть рассматривается прагматично: если человек занимает ту или иную должность, он обязан делать всё для народа. Иждивенческие настроения части населения предопределяют желание видеть у руководства тех, кто обещает больше дать народу. Поэтому политикам, уже находившимся у власти, следовательно, имевшим возможности делать что-то полезное для людей, вернуться в активную политику после ухода из неё очень сложно. Отсюда и перекладывание ответственности принятия решений на вышестоящих, следовательно, ориентации на сильных, решительных политиков, которые обещают быстро улучшить жизнь народа, программы которых содержат конкретные, реальные шаги по повышению жизненного уровня населения в ближайшее время.
В современный период под влиянием значительных
общественных перемен менталитет многих
граждан Беларуси постепенно избавляется
от чрезмерной заидеологизированности,
покорности официальным властям, безбожия,
чрезвычайной жизненной консервативности,
в нем закрепляются идеи о необходимости
независимого государства, по-настоящему
демократического общества, свободного
самоутверждения личности, углубляется
национальное самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные
изменения в мировидении людей в условиях
тотального кризиса общества происходят
очень медленно, неоднозначно и нередко
имеют тенденцию к регрессивному развитию,
своеобразного "возвращения" к менталитету
минувших лет.
Таким образом, анализируя истоки, предпосылки,
факторы национального
ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура.
Важнейшим фактором, влияющим на характер политической культуры масс, является самооценка общества. Понижение национальной самооценки в силу экономических или политических причин может привести к депрессии, подавленности, безразличию, ощущению "жертвы". Чувство "жертвы" является чертой национального характера белорусов прежде всего в силу исторических причин – завоеваний, зависимостей.
В Беларуси выделяются региональные политические субкультуры – западная и восточная. По наблюдениям исследователей, на западе выше уровень духовной и бытовой культуры, более спокойный и хозяйственный народ, более ориентированный на рыночные отношения. Вместе с тем, несмотря на определенные тяготения западной части Беларуси к Польше, католицизму и протестантизму, а восточной – к России и православию, эти различия не играют существенной роли в политике.
Считается, что этническая ментальность предопределяет не более 25% политического поведения. В остальном, на него влияют другие факторы: экономические, социальные, религиозные, психологические.
Политическая культура и идеология - два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов.
Так, Беларуси свойственна
интровертная черта политической культуры.
Это проявляется в
Если рассмотреть политическую
культуру белорусов в рационально-
Социологическое исследование белорусских ученых показали, что даже при оценке социально-экономического развития других стран преимущество отдается эмоционально-окрашенному критерию «свои - чужие», а не более рациональному «хорошее - плохое». При необходимости выбора между «хорошим и чужим» и «плохим, но своим» векторами, осторожные белорусы, скорее всего, предпочтут «плохой, но свой» вектор. Это необходимо учитывать при использовании внешнего опыта в разработке своей концепции реформирования общества. Наибольший эффект скорее всего будет от заимствования позитивного опыта «своих» - России и Украины и проблематично рассматривать позитивные перемены в восточноевропейских и прибалтийских странах («чужие») как фактор развития политического сознания большинства нашего населения.
Нельзя однозначно сказать о преобладании в менталитете белорусов интернальной или экстернальной черты. На индивидуальном уровне заметно проявление первой (поиск причин неудачи в себе и ликвидировать негативные следствия самостоятельно). Но низкий уровень социальной интегрированности приводит в кризисных ситуациях к типичному для экстернальности пассивному ожиданию или панической суете и эмоциональной категоричности по отношению к политическим оппонентам. Экстернальная черта не позволяет ее носителям занять твердую позицию, и поэтому белорусские политики и избиратели часто выбирают между «большим и малым злом».
При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а в XX в. - СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. В триаде: государство - общество - личность доминантой в России было первое. В российской традиции государственная власть представляется как абсолютная и авторитарная, ибо сильная государственная власть рассматривается источником стабильности и порядка, защитником и покровителем населения. Индивиду и обществу отводится пассивная роль. Их субъективность определяется самим государством. Иерархия ценностей строится сверху вниз - ценности соборности, коллективизма имеют приоритет над ценностями индивидуализма и свободы. Использование в политических конфликтах силовых методов и элитой, и населением воспринималось как естественное состояние и норма. По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению к государственным институтам, страх и ненависть к власти.
Заключение:
Каждому человеку сейчас наиболее близка и актуальна мысль о материальном благополучии и общественном согласии на своей земле. Осмысление ментальных особенностей и исторически сложившихся ценностей политической культуры Беларуси позволяет понять существующую сейчас нормативную модель взаимоотношений «личность - общество - государство» и оценить возможности той или иной модели развития.
Особым состоянием менталитет отличается в периоды социальных кризисов. В это время, во-первых, усиливается борьба между ментальной новацией, несомой одной частью социума, и ментальной традицией, представленной остальной частью этого социума. Во-вторых, возникающие в период кризиса слишком быстрые непредсказуемые изменения, а также многообразные деструктивные явления приводят к элиминации из менталитета некоторых компонентов, которые не могут функционировать в условиях кризиса из-за неадекватности. В то время как старые, неадекватные, ментальные особенности элиминируются, новые, адекватные, не успевают создаваться. Это разрушающее воздействие кризисной ситуации на менталитет подвергает опасности его целостность и сплачивающий, интегрирующий людей характер. В случае экстремального, критического воздействия кризисной ситуации на менталитет может произойти его дестабилизация, расслоение и нарушение общности членов данной группы, что, в свою очередь, может вызвать и распад этой группы. В таком случае возникает особый, а именно кризисный менталитет, который служит выражением определенного распада устойчивых прежде социальных образований.
Знания об исторических особенностях
формирования менталитета белорусов,
понимание докризисного и кризисного
менталитета имеют значения для эффективного
проведения различных социальных реформ.
Одно из условий их успешности – обеспечение
целостности менталитета. Для этого необходимо,
во-первых, прогнозирование ожидаемой
социальной реальности и, во-вторых, упреждающее
системное созидание новых ментальных
особенностей, адекватных прогнозируемой
реальности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.Кузнецов В.Н. Идеология: социологический
аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005-816
с.
2. История ментальностей,
историческая антропология: Зарубежные
исслед. в обзорах и рефератах.
- М., 1996;
3.Глыбовская, Н. А. Национальный правовой
менталитет в белорусской литературе//
Юридический журнал. 2007. № 1. с.67-71
4. Дубянецкі, Э. Ментальнасць грамадзян
Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты
і дыялогі. - 1996. - № 7-8;
5. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў
// Беларуская думка. - 1997. - № 7
6.Фурман, Д. Парадоксы белорусского самосознания/
Д. Фурман, О. Буховец// Дружба народов.
– 1996. – №6.