Национальный характер (менталитет) белорусов и его влияние на политическую жизнь Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Менталитет, являясь ядром личностной и групповой культуры, стратегической культурной программой индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных противоречий общества. Понимание и учет многообразных ментальных особенностей индивидов, социальных групп и целых народов является условием их бесконфликтного взаимодействия в составе социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Понятия “Национальный менталитет” и “Ментальность” 4

ГЛАВА 2. Предпосылки формирования национального менталитета
белорусов. 6

ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов 9

ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 14

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Такой традиционный белорусский  менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Белорусы не приемлют крутых перемен сложившегося строя, уклада жизни и выступают за эволюционный путь развития, постепенные преобразования общественных отношений.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Менталитетный автопортрет современных белорусов .

Принципиальным  в исследовании менталитета современных  белорусов является то, что, начиная  со второй трети XX столетия важнейшие  этнообразующие факторы подвергались качественному изменению. К таковым изменениям в первую очередь относятся:

-приобретение белорусским народом собственной государственности;

-принципиальное изменение социально-профессиональной структуры  населения. Если в  30-е годы прошлого столетия  Беларусь имела ярко выраженный аграрно-натуральный тип хозяйствования, то в XXI столетие она вступила с индустриально-промышленным типом хозяйствования, высоким научным потенциалом;

-урбанизация белорусского населения.  Если в начале XX столетия в  сельских населенных пунктах проживало около 90% белорусского населения, то к началу XXI столетия сельское население составляет около 30%;

-белорусизация городов. 

В началеXXстолетия в полиэтничных городах удельный вес белорусскогоэтноса  не соответствовал удельном весу  белорусского населения. В условиях динамической урбанистической культуры полиэтничные города явились своеобразными «правильными котлами», в которых во второй половине ХХ столетия осуществлялся интенсивный процесс формирования уникального этногенетического и социокультурного образования, основу которого наряду с белорусскими составили русские, украинские и польские этногенетические и культурные корни.

Белорусы, в основной части вчерашние  крестьяне, привыкли из всего извлекать  реальную выгоду. Отсюда распространенное мнение о политических акциях разного рода, о деятельности партий как бесполезных, которые не дают зримого эффекта. Белорусы мыслят не абсолютными, а более относительными категориями, не говорят сразу "да" или "нет", они скрытные, менее предсказуемы, чем, например, русские. Они зачастую говорят одно, а действуют по-другому.            Постоянные нашествия и войны, а в последние годы и экономический кризис, чернобыльская катастрофа обуславливают ориентацию белорусов на заботу и защиту со стороны государства.

По сформировавшейся в советское время традиции белорусы зачастую не хотят высказывать своё мнение публично, если оно идёт вразрез с официально высказанным. Люди уверены в том, что они не могут повлиять на ход политических событий. Терпимость, общий компромиссный характер политической культуры белорусов обуславливает мягкость требований к власти. Много люди не требуют. Вместе с тем, принято преувеличивать возможности властных структур. Власть рассматривается прагматично: если человек занимает ту или иную должность, он обязан делать всё для народа. Иждивенческие настроения части населения предопределяют желание видеть у руководства тех, кто обещает больше дать народу. Поэтому политикам, уже находившимся у власти, следовательно, имевшим возможности делать что-то полезное для людей, вернуться в активную политику после ухода из неё очень сложно. Отсюда и перекладывание ответственности принятия решений на вышестоящих, следовательно, ориентации на сильных, решительных политиков, которые обещают быстро улучшить жизнь народа, программы которых содержат конкретные, реальные шаги по повышению жизненного уровня населения в ближайшее время.  

  В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание. 
 Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного "возвращения" к менталитету минувших лет. 
  Таким образом, анализируя истоки, предпосылки, факторы национального менталитета  белорусов, можно выделить следующие  основные моменты. Вопервых,на формирование национального менталитета белорусов огромное влияние оказала природногеографическая среда, особенно на первоначальном  этапе процесса. Во-вторых, на формирование рассматриваемого  явления большое воздействие оказала религия.Втретьих, на формирование мен-талитета белорусов оказало влияние коллективно-родовое начало, основу которого составляет неконфронтационнная социальная установка и замещение понятия свободы понятием общей воли, которая блокировала активность  отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше».    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Менталитет и политическая культура.

Важнейшим фактором, влияющим на характер политической культуры масс, является самооценка общества. Понижение национальной самооценки в силу экономических или политических причин может привести к депрессии, подавленности, безразличию, ощущению "жертвы". Чувство "жертвы" является чертой национального характера белорусов прежде всего в силу исторических причин – завоеваний, зависимостей.

В Беларуси выделяются региональные политические субкультуры – западная и восточная. По наблюдениям исследователей, на западе выше уровень духовной и бытовой культуры, более спокойный и хозяйственный народ, более ориентированный на рыночные отношения. Вместе с тем, несмотря на определенные тяготения западной части Беларуси к Польше, католицизму и протестантизму, а восточной – к России и православию, эти различия не играют существенной роли в политике.

Считается, что этническая ментальность предопределяет не более 25% политического поведения. В остальном, на него влияют другие факторы: экономические, социальные, религиозные, психологические.

Политическая культура и идеология - два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов.

Так, Беларуси свойственна  интровертная черта политической культуры. Это проявляется в консерватизме, как в быте, так и в политике; низком уровне социальности: люди больше тяготеют к малым группам, нежели к большим (партии, общественные организации национального уровня); Поэтому белорусский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это служит одной из причин более медленного реформировании политики и экономики в Беларуси.

Если рассмотреть политическую культуру белорусов в рационально-иррациональном измерении, то она преимущественно  иррациональна, ибо слабо развита  нормативность поведения. Белорусы не привыкли строго придерживаться правовых (рациональных) норм, а отдают предпочтение моральным регуляторам, в основе которых субъективное толкование понятия, правда, справедливость. Хотя идея социального порядка, законности является приоритетной в массовом сознании, ее реализация рассматривается как исключительно прерогатива государственных органов, а не способность граждан к самоорганизации и жить согласно своих прав и обязанностей. Низкое правовое сознание - одна из главных проблем современной политической культуры. В иррациональной культуре белорусского общества эмоциональность доминирует над прагматичностью, что ведет к замкнутости, мешает социальному взаимодействию, ограничивает альтернативные варианты в отстаивании собственных социально-политических интересов. Массовое сознание с иррациональной чертой склонно к восприятию и творению различных мифов, причем независимо от идеологической ориентации.

Социологическое исследование белорусских ученых показали, что  даже при оценке социально-экономического развития других стран преимущество отдается эмоционально-окрашенному критерию «свои - чужие», а не более рациональному «хорошее - плохое». При необходимости выбора между «хорошим и чужим» и «плохим, но своим» векторами, осторожные белорусы, скорее всего, предпочтут «плохой, но свой» вектор. Это необходимо учитывать при использовании внешнего опыта в разработке своей концепции реформирования общества. Наибольший эффект скорее всего будет от заимствования позитивного опыта «своих» - России и Украины и проблематично рассматривать позитивные перемены в восточноевропейских и прибалтийских странах («чужие») как фактор развития политического сознания большинства нашего населения.

Нельзя однозначно сказать  о преобладании в менталитете  белорусов интернальной или экстернальной черты. На индивидуальном уровне заметно проявление первой (поиск причин неудачи в себе и ликвидировать негативные следствия самостоятельно). Но низкий уровень социальной интегрированности приводит в кризисных ситуациях к типичному для экстернальности пассивному ожиданию или панической суете и эмоциональной категоричности по отношению к политическим оппонентам. Экстернальная черта не позволяет ее носителям занять твердую позицию, и поэтому белорусские политики и избиратели часто выбирают между «большим и малым злом».

При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а  в XX в. - СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. В триаде: государство - общество - личность доминантой в России было первое. В российской традиции государственная власть представляется как абсолютная и авторитарная, ибо сильная государственная власть рассматривается источником стабильности и порядка, защитником и покровителем населения. Индивиду и обществу отводится пассивная роль. Их субъективность определяется самим государством. Иерархия ценностей строится сверху вниз - ценности соборности, коллективизма имеют приоритет над ценностями индивидуализма и свободы. Использование в политических конфликтах силовых методов и элитой, и населением воспринималось как естественное состояние и норма. По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению к государственным институтам, страх и ненависть к власти.

 

 

 

Заключение:

Каждому человеку сейчас наиболее близка и актуальна мысль о материальном благополучии и общественном согласии на своей земле.  Осмысление ментальных особенностей и исторически сложившихся ценностей политической культуры Беларуси позволяет понять существующую сейчас нормативную модель взаимоотношений «личность - общество - государство» и оценить возможности той или иной модели развития.

Особым состоянием менталитет отличается в периоды социальных кризисов. В это время, во-первых, усиливается борьба между ментальной новацией, несомой одной частью социума, и ментальной традицией, представленной остальной частью этого социума. Во-вторых, возникающие в период кризиса слишком быстрые непредсказуемые изменения, а также многообразные деструктивные явления приводят к элиминации из менталитета некоторых компонентов, которые не могут функционировать в условиях кризиса из-за неадекватности. В то время как старые, неадекватные, ментальные особенности элиминируются, новые, адекватные, не успевают создаваться. Это разрушающее воздействие кризисной ситуации на менталитет подвергает опасности его целостность и сплачивающий, интегрирующий людей характер. В случае экстремального, критического воздействия кризисной ситуации на менталитет может произойти его дестабилизация, расслоение и нарушение общности членов данной группы, что, в свою очередь, может вызвать и распад этой группы. В таком случае возникает особый, а именно кризисный менталитет, который служит выражением определенного распада устойчивых прежде социальных образований.

Знания об исторических особенностях формирования менталитета белорусов, понимание докризисного и кризисного менталитета имеют значения для эффективного проведения различных социальных реформ. Одно из условий их успешности – обеспечение целостности менталитета. Для этого необходимо, во-первых, прогнозирование ожидаемой социальной реальности и, во-вторых, упреждающее системное созидание новых ментальных особенностей, адекватных прогнозируемой реальности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1.Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005-816 с.

 

2. История ментальностей,  историческая антропология: Зарубежные  исслед. в обзорах и рефератах. - М., 1996;  
 
3.Глыбовская, Н. А. Национальный правовой менталитет в белорусской литературе// Юридический журнал. 2007. № 1. с.67-71 
 
4. Дубянецкі, Э. Ментальнасць грамадзян Беларусі ў сучасны перыяд // Кантакты і дыялогі. - 1996. - № 7-8;  
 
5. Мельнікаў А. Характар і менталітэт беларусаў // Беларуская думка. - 1997. - № 7 
 
6.Фурман, Д. Парадоксы белорусского самосознания/ Д. Фурман, О. Буховец// Дружба народов. – 1996. – №6.

Информация о работе Национальный характер (менталитет) белорусов и его влияние на политическую жизнь Республики Беларусь