Неблагополучная семья - фактор неблагополучия ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:47, доклад

Краткое описание

Общеизвестно, что социальный статус семьи определяет социальный статус ребенка. Доминирующим контингентом детских домов, к сожалению, являются дети, изъятые из неблагополучных семейных условий, дети, родители которых лишены прав за невыполнение своих функций по отношению к ребенку, за деструктивное поведение, которое не только не способствует нормальному развитию, но представляет собой угрозу здоровью, а порой и самой жизни ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Неблагополучная семья.docx

— 25.85 Кб (Скачать файл)

Неблагополучная семья - фактор неблагополучия ребенка

 

Общеизвестно, что социальный статус семьи определяет социальный статус ребенка. Доминирующим контингентом детских домов, к сожалению, являются дети, изъятые из неблагополучных семейных условий, дети, родители которых лишены прав за невыполнение своих функций по отношению к ребенку, за деструктивное поведение, которое не только не способствует нормальному развитию, но представляет собой угрозу здоровью, а порой и самой жизни ребенка.

 

В ходе проведенного эксперимента нами был выявлен социальный статус 400 детей в возрасте от 6 до 15 лет, направленных в детские дома Санкт-Петербурга из неблагополучных семей и учреждений, в которых дети находили временный приют (стационаров, приютов, социальных гостиниц, учреждений ГУВД и др.) Дети условно были объединены в 4 контрольные группы по возрастному признаку:

 

- I группа - 6-8 лет (100 человек);

- II группа - 9-10 лет (100 человек);

- III группа - 10-12 лет (100 человек);

- IV группа - 13-15 лет (100 человек).

 

Доминирующими категориями среди детей, направленных в детские дома, были:

- дети, родители  которых лишены прав по суду;

- дети-сироты;

- дети, родители  которых отказались от них  в раннем детстве.

 

Анализ личных дел и других документов детей дают основание утверждать, что если категория отказных детей в последние годы имеет некоторую тенденцию к снижению, то количество детей-сирот возрастает. В основе увеличения числа детей-сирот лежат социальные факторы: смерть родителей от алкоголизма, наркомании, убийство таких категорий граждан, как нищие, бомжи, антисоциальные элементы и др.

 

Увеличилось количество детей, помещенных в детские дома на время. Это дети из неполных, многодетных семей, дети, отобранные у родителей по решению суда на время и др.

 

Количество детей, родители которых лишены прав по суду, находится на относительно одинаковом уровне и остается доминирующим, составляя более 40%. Поэтому для изучения была выбрана именно эта категория детей. Многие из них направлялись в детские дома из отделений РУВД. Результат статистического анализа данных, представленных ГУВД Санкт-Петербурга, позволил выявить возрастной состав детей, направленных из РУВД в детские дома. Наиболее часто в детские дома направляются дети в возрасте 11-12 и 9-10 лет.

 

Нами было проведено изучение неблагополучных семей, в которых до определения в детский дом находились дети.

 

Анализ состояния семей, а также характер отношений взрослых членов семьи к ребенку позволил выявить:

1) социальный статус  семей с позиции количественного  состава и материального уровня  жизни;

2) социальный статус  родителей с позиции соблюдения  ими морально-этических и социальных  норм поведения, лежащих в основе  реализации воспитательной функции  семьи.

 

Как свидетельствуют данные изученных нами документов, материальный уровень жизни семей более чем в 90% случаев был ниже прожиточного минимума, более 30% семей не имели постоянного места жительства, почти в 60% семей был лишь один родитель. Таким образом, в семьях изучаемой группы не было материальных условий для полноценного физического и психического развития детей. Это подтверждается описанием внешнего вида детей, изъятых из семей, данными специалистов, изучавших состояние их здоровья, а также высказываниями самих детей о жизни в семье. Социальный портрет родителей - уровень образования, соблюдение ими морально-этических и социальных норм поведения в обществе - также был составлен на основе изучения документов, личных дел детей.

 

Большинство родителей имеют среднее специальное (51,2%) и среднее образование (37,7%); 86,8% родителей не имеют постоянной работы; 70,4% - страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами.

 

Таким образом, крайне низкий социальный статус семьи делал невозможным полноценную реализацию ею воспитательной функции, приводил к тому, что само пребывание ребенка в подобной семье несло угрозу его жизни, здоровью и полноценному развитию.

 

Исследование права на образование у детей изучаемой группы выявило его реализацию лишь в 18,6% случаев. Однако и эти дети, по данным школьных характеристик, учились нерегулярно, пропускали занятия, имели большие пробелы в знаниях, оставлялись на дублирование и т.п. 40,7% детей длительно (более года) не посещали школу, 40,7% детей вообще никогда не числились учащимися школ, дети до 8 лет не обучались в школе в 100% случаев.

 

47,6% детей в возрасте 10-12 лет числились лишь в 1 классе, 28,6% детей в возрасте 13-15 лет - во 2 классе. В 4-5 классах учились только дети 13-15 лет. Из общего количества обучающихся детей экспериментальной группы хотя бы единожды дублировали класс 16,6%.

 

На основе углубленного педагогического изучения детей был определен уровень их общего развития и выявлены особенности имеющихся школьных знаний и навыков по математике, русскому языку и чтению. За основу были взяты программы базового образования по годам обучения.

 

Уровень общего развития детей в 94,4% случаев не соответствовал возрасту - дети имели низкий уровень общей осведомленности, их представления были бедны и неточны. Уровень школьных знаний и навыков в подавляющем большинстве случаев также не соответствовал программам базового образования по годам обучения.

 

Столь низкая реализация права детей на получение образования неразрывно связана с социальными условиями, которые присутствовали в семьях.

 

Дети, направляемые в детский дом из неблагополучных семей, не только отставали в развитии, но имели специфические особенности развития личности, а также нарушения физического и психического здоровья.

 

Результаты психологического изучения по стандартизированным методикам наглядно иллюстрируют доминирующее снижение таких познавательных процессов, как внимание (83,3% случаев), память (61,1% случаев), затруднение аналитико-синтетической деятельности (83,3% случаев). Словарный запас в 92,6% случаев беден, неточен, уровень развития связной речи низок в 83,3% случаев, в 61,1% случаев выявлена темповая задержка психического развития, обусловленная совокупностью биологических (отягощенная наследственность), соматогенных и психогенных факторов.

 

Изучение физического здоровья детей показало наличие многих заболеваний.

 

Наиболее часто встречающимися заболеваниями были следующие:

1) болезни органов  пищеварения - 79,8%;

2) болезни нервной  системы - 71%;

3) инфекционные  и паразитические заболевания - 59,9%;

4) болезни системы  кровообращения - 49,9%;

5) болезни кожи  и подкожной клетчатки - 46,1%;

6) болезни органов  дыхания - 42%;

7) болезни костно-мышечной  системы - 41,3%;

8) болезни крови, в том числе железодефицитные  анемии - 34,5%;

9) психические расстройства - 26,6%;

10) болезни мочеполовой  системы - 23%;

11) болезни эндокринной  системы - 15,8%;

12) врожденные аномалии - 11,1%;

13) новообразования - 2%.

 

Таким образом, было выявлено, что дети имели проблемы в развитии, состоянии физического и психического здоровья; основные права детей на получение образования, медицинскую помощь, полноценное развитие и др. - не были реализованы семьями.

 

Результаты нашего исследования позволили составить собирательный индивидуально-типичный портрет социального сироты, раскрывающий его отношение к родителям и самому себе.

 

Анализ наблюдений специалистов детских домов, куда направлялись дети, а также сведений из личных дел детей показал, что отношение детей к ситуациям в семьях было неоднозначным. Наиболее типичными вариантами отношений были:

 

1) противоречивое  отношение, включающее чувство жалости  и привязанности наряду с чувством  горечи и разочарования;

2) обвинение родителей, чувства стыда, обиды и страха;

3) чувство полной  зависимости от родителей, боязнь  их потерять;

4) оправдание действий  родителей, любовь и привязанность  к ним;

5) равнодушие к  родителям, концентрация только  на своих проблемах.

 

Большинство детей испытывали противоречивое отношение к своим родителям, которое включало широкий спектр чувств от жалости и привязанности до чувства горечи и разочарования (48,4%). Самый низкий процент составили дети, у которых отсутствовала привязанность к членам семьи (7,3%) либо, наоборот, ярко проявлялись чувства любви и привязанности, характеризующиеся оправданием любых действий и поступков родителей (8,2%).

 

Результат анализа документов личных дел детей показал, что из 400 детей экспериментальной группы:

- 38,7% детей добровольно  покинули семьи;

- 42,8% детей часто  уходили из семьи на продолжительное  время, спасаясь от побоев, угроз  со стороны родителей, а также  в поисках пищи;

- 18,5% детей постоянно  находились в семье, не совершали  побегов из нее;

- 64,3% детей часто  изгонялись родителями из дома  в знак наказания за реальные  или мнимые провинности.

 

На основе анкетирования педагогов, работающих с детьми, которые направлялись в детские дома, были выявлены особенности проявлений личности социальных сирот в периоде первичной адаптации к среде детского дома. Педагогам было предложено дать характеристику наиболее типичных, выделяющихся сторон поведения детей, ответив на вопросы разработанной анкеты.

 

По оценкам педагогов, наиболее типичными и яркими проявлениями детей в адаптационном периоде были следующие: агрессивность, негативизм, озлобленность по отношению к другим воспитанникам и взрослым; низкий уровень общего развития; неадекватность поведения, непредсказуемость поступков, неумение подчиняться требованиям; чрезмерная возбудимость; эгоизм, потребительское отношение к жизни, отсутствие чувства ответственности; замкнутость, негативное или настороженное отношение к взрослым; в отдельных случаях отмечались проявления жестокости.

 

Таким образом, анализ результатов педагогического, психологического и медицинского изучения детей по второй группе показателей дал возможность составить собирательный портрет социального сироты, подтвердил, что неблагополучная социальная обстановка в семьях детей обусловила низкий уровень их общего развития и сказалась на особенностях формирования личности, а также состоянии физического и психического здоровья. Социальный статус семьи определил социальный статус ребенка.

 

Экспериментальное исследование, проведенное с использованием адаптированного рисуночного теста Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкина, анкеты самооценки Р.С. Бондаревской, а также изучения психолого-педагогических характеристик и результатов бесед с детьми, позволило выявить самооценочные суждения детей изучаемой группы, связанные с отношением к ним родителей.

 

Из 400 детей:

 

I тип суждений (164 человек (41%)) - полагают, что родители  относятся к ним лучше, чем  это проявляется в реальной  ситуации, то есть, ориентированы  на положительные поступки родителей  к ним;

 

II тип суждений (204 человек (51%)) - более адекватно оценивают  отношение родителей к ним, ориентированы  как на положительные, так и  на отрицательные поступки родителей;

 

III тип суждений (32 человек (8%)) - полностью ориентированы  на отрицательные поступки родителей  к ним.

 

Все три типа суждений детей свидетельствуют о наличии внутренних смысловых и эмоциональных барьеров. Наиболее ярко эти барьеры проявляются у детей, имеющих самооценочные суждения первого и третьего типа. В первом случае ребенок отказывается от принятия отрицательной информации о родителях, занижая при этом собственную самооценку.

 

Вот примеры типичных суждений детей этой группы:

 

Антон О. - 10 лет: "Мама у меня хорошая, добрая. Она из-за меня пьет, от меня пользы никакой, только жить мешаю... Она меня бьет, а потом плачет - любит потому что..."

 

Светлана М. - 11 лет: "Родители меня любят. Вы не верьте, что о них говорят. Они и пьют мало. А злые оттого, что денег нет. Я вырасту, работать буду, буду их кормить... А в детском доме я правильно, им без меня прожить легче..."

 

Василий В. - 7 лет: "Мама меня не бросила на вокзале, а ушла, потому что я плакал и есть просил. Я веду себя плохо, вот и попал в детский дом. А мама простит меня и заберет домой..."

 

Сергей Д. - 15 лет: "Мама хорошая. Ее мужики испортили, поэтому и пьет. А я - дурак, надо было не пускать их в дом, не слушать, что мать говорит... Слабый я человек, сам мать подвел - она напилась, вот и убила одного. Я свою мать не брошу, выйдет из тюрьмы - будем с ней жить хорошо..."

 

Дети, имеющие третий тип суждений, не хотят принять какую-либо положительную информацию о родителях.

 

Вот примеры типичных высказываний:

 

Володя С. - 8 лет: "У меня не мать, а ..., я проклял ее давно, никогда не прощу... Я из-за нее ничего хорошего не знаю..."

Виталий К. - 14 лет: "Родители? А что о них говорить-то... Считай, нет их у меня. У других бы я и учился, и жил бы, а эти - ненавижу!"

Анна Ц. - 10 лет: "Скорей бы мой отец сдох! Он никогда не исправится. Он мне всю жизнь сломал..."

Как следует из высказываний, у детей этой группы выстроен барьер полного неприятия родителей.

У детей, имеющих второй тип суждений, в высказываниях проявляется противоречивое отношение, включающее принятие как отрицательной, так и положительной информации о родителях:

Галина П. - 10 лет: "Я много от родителей натерпелась. Но мать и доброй бывала, защищала меня. А теперь в детский дом приходит".

Николай С. - 12 лет: " Меня мать била, я убегал от нее, злился... А когда трезвая - прощенья просит. Надоело мне все! Я ей сказал: "Бросай пить, будь человеком, а я не подведу"".

 

Итак, во втором случае, суждения детей более адекватны, что свидетельствует о меньшей выраженности внутренних смысловых и эмоциональных барьеров.

 

Таким образом, исследование показало, что ситуации в семьях выступали как факторы депривации детей, обусловили формирование у них внутренних смысловых и эмоциональных барьеров, искажение социального опыта. Дети имели отставание в речевом и интеллектуальном развитии, нарушения физического и психического здоровья, особенности личности, затрудняющие социализацию.

Информация о работе Неблагополучная семья - фактор неблагополучия ребенка