Неполная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Практически каждый человек когда-нибудь становится родителем. Приходит время и мы начинаем исполнят родительскую роль, которая дается нам на всю жизнь. Родители являются первой и важнейшей средой развития ребенка, которая должна обеспечивать удовлетворение физиологических и психологических потребностей, таких как стабильность и упорядоченность окружающего мира, внимание и забота, защита, родительская любовь и ласка.

Содержание

Введение
Глава 1 Семья как социальный институт.
1.1 Понятие семьи как социальный институт.
1.2 Функции семьи.
1.3 Негативные тенденции в области семейно-брачных отношений.
Глава 2 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
2.1 Понятие и причины возникновения «неполная семья» в современном обществе.
2.2 Проблемы неполных семей.
2.3 Трудности отца–одиночки.
2.4 Трудности матери-одиночки.
2.5 Развитие и воспитание ребенка в неполной семье.
2.6 Основные направления решения проблемы в неполных семьях..

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Неполная семья.docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

    Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так как для содержания и воспитания детей требуются немалые денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы или дополнительного заработка. 
     В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

   Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая  заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени  для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены  сами себе.

   Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется тем, что женщина, воспитывая ребенка в одиночку, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя) неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей.

    Отсутствие примера  семейных взаимоотношений мужчины и женщины оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется.

 

    1. Трудности отца одиночки.  

 

   В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.

 Одинокий  отец оказывается в более трудной  ситуации, чем одинокая мама:

  • отцы-одиночки часто испытывают трудности бытового характера: купить нужные продукты, приготовить вкусный и полезный обед, распределить семейный бюджет, выгладить постельное белье и т.д. Все эти привычные для любой женщины дела тяжелы для мужчины в первую очередь психологически;
  • папы часто комплексуют, оказавшись «белой вороной» в компании мам: на родительском собрании или на детской площадке;
  • мужчины боятся, что не справятся с воспитательными премудростями, особенно, если воспитывать приходится дочку. При этом посоветоваться часто не с кем, а женская интуиция отсутствует;
  • самое сложное - это то, что папа одновременно должен быть и строгим отцом, и нежной мамой, научиться быть подружкой для маленькой дочери и советчиком для подростка. Кроме того, отцам сложнее преодолеть существование без женщины и посвятить себя детям полностью: как правило, папа стремится найти себе спутницу жизни или просто подругу, но при этом боится создавать новую семью, опасаясь за детей.

  Психологи отмечают, что дети, воспитанные отцами, как правило, отличаются зрелостью и ответственностью уже в раннем возрасте. Они больше ценят любовь и заботу родителя, скорее готовы прислушиваться к его советам, взрослеют быстрее обычного и становятся опорой и поддержкой одинокому папе. 

 

2.4 Трудности матери-одиночки

 

   В неполных семьях, где воспитанием занимается мать, отношения с сыновьями более конфликтные, чем с дочерьми.

Частая причина истерических неврозов мальчиков - в отсутствии влияния  отца и в скупой эмоциональной  отзывчивости мамы. Так же это еще и результат межличностных, ранее не разрешенных, конфликтов матери с ее родителями.

   В распавшихся семьях мать часто возвращается в дом к родителям. Естественно, они поддерживают дочь, испытывая неприязнь к бывшему зятю. И даже, не всегда осознавая, создают дополнительное давление на ребенка, открыто высказывая неприязнь. Все это отрицательно сказывающееся на его психике.

   Иногда матери перекладывают ответственность на врачей-психотерапевтов, преподавателей и воспитателей групп детсадов и интернатов. Если же дети остаются жить с матерью, забота о них формально мало разнится в сравнении с заботой о детях в полных семьях, зато различия в контроле - существенные. Девочки имеют меньше ограничений, чем мальчики. Да и давление на них оказывается в гораздо меньшей степени. Более строгий контроль по отношению к сыновьям объясняется желанием уйти от возможного копирования отцовских черт. Поэтому порицания, угрозы и наказания физические по отношению к мальчикам применимы чаще. И, наоборот, оставшись вдвоем с дочерью, мать относится к ней бережнее и нежнее. Отчасти потому, что видит в ней продолжение себя и, жалея дочь, жалеет в какой-то степени и себя.

  Расставание родителей влияет на девочку более драматично, если она привязана к отцу сильнее. Реактивные наслоения могут усугубиться и страхом потерять мать, т.е. страхом перед одиночеством и социальной изоляцией. Потеряв отца, девочки чаще, чем мальчики, боятся отпустить от себя маму. Они опасаются, что мама однажды не вернется или что с ней что-то произойдет. Увеличиваются общая боязливость, общие страхи, возникшие еще в раннем возрасте. Впоследствии - диагнозы: невроз страха, истерический невроз. А в дальнейшем - невроз навязчивого состояния: ритуалы от несчастья, мысли о неспособности, неуверенность, фобии.

  В юношеском возрасте уже отчетливо звучит депрессивно-невротическая симптоматика: сниженный фон настроения, подавленность, чувство безысходности, мнительность, постоянные опасения, неверие в себя, переживания из-за кажущихся неудач, скованность в общении с противоположным полом, колебания в принятии решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие и воспитание ребенка  в неполной семье.

 

   Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми.

   Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.  
   Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие примера мужского поведения в семье способствует формированию у мальчика женских черт, происходит искажение представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины. У девочек формируется противоречивое психосексуальное развитие, потому что мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли. Также как и у мальчиков изменяются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. 
   Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.

   В итоге, неполная семья  сталкивается с огромным количеством трудностей, но все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.

 

 

 

 

Итак, можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви).

2. Отстраненность матери от собственно  воспитательного процесса и чрезмерная  ориентация на материальную заботу  о ребенке. Впоследствии, такой  ребенок начинает требовать от  матери все большего, но, она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, и это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3. Препятствие контактам ребенка  с отцом, вплоть до настойчивого  искоренения унаследованных от  него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу.

4. Двойственное отношение к ребенку,  проявляющееся то в приступах  чрезмерной любви, то во вспышках  раздражения.

5. Стремление матери сделать  ребенка образцовым, несмотря на  то, что у него нет отца. Мать  становится «домашним надзирателем».  Ребенок либо становится пассивным,  либо включается в жизнь уличных  компаний.

6. Отстраненность матери от ухода  за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут  быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов,  удовлетворению которых ребенок  мешает, недоброжелательного отношения  к ребенку, и вплоть до крайних  случаев: алкоголизма матери, беспорядочности  в сексуальных отношениях, проституции  и других форм асоциального  поведения.

 
2.5 Основные направления  решения проблем неполной семьи

 

   Решением проблем молодой семьи должны заниматься квалифицированные специалисты – социальные работники, психологи или психотерапевты. Если проблему обозначить на ранней стадии и начать c ней работать – можно значительно сгладить процесс адаптации каждого из супругов к изменившимся условиям и сделать брак более гармоничным. Очень часто помощь психолога, оказанная на ранней стадии проблемы в семье, помогает предотвратить развод и вернуть супругам прежнее чувство любви и желание жить одной жизнью.

   Социальная работа же в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.  

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

· денежные выплаты семье  на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

· трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

· юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

· федеральные, региональные целевые и социальные программы  помощи семьям

  Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

 

Заключение:

 

   За последнее время в обществе произошли значительные изменения в представлении о семье, что сильно повлияло на такие показатели как увеличение количества разводов, неполных семей и снижением рождаемости. Вообще семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья – ячейка общества») и выполняет ряд важных функций. Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье эти функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические. Все же, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей, она не является приговором. Родителю, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать того, чтобы они приводили к негативным последствиям. Видение изнутри отношений с ребенком, складывающихся после распада семьи, позволит уйти от дополнительных стрессов и развития различных фобий. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Информация о работе Неполная семья