Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:05, реферат
Практически каждый человек когда-нибудь становится родителем. Приходит время и мы начинаем исполнят родительскую роль, которая дается нам на всю жизнь. Родители являются первой и важнейшей средой развития ребенка, которая должна обеспечивать удовлетворение физиологических и психологических потребностей, таких как стабильность и упорядоченность окружающего мира, внимание и забота, защита, родительская любовь и ласка.
Введение
Глава 1 Семья как социальный институт.
1.1 Понятие семьи как социальный институт.
1.2 Функции семьи.
1.3 Негативные тенденции в области семейно-брачных отношений.
Глава 2 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема
2.1 Понятие и причины возникновения «неполная семья» в современном обществе.
2.2 Проблемы неполных семей.
2.3 Трудности отца–одиночки.
2.4 Трудности матери-одиночки.
2.5 Развитие и воспитание ребенка в неполной семье.
2.6 Основные направления решения проблемы в неполных семьях..
Поскольку чаще всего
главой неполной семьи является женщина,
то на сегодняшний день необходимо заострить
внимание на политике занятости. В наше
время наблюдается вытеснение женщин
с рабочих мест на биржу труда или в сферу
бюджетных учреждений, в которых заработок
ниже среднего. Так как для содержания
и воспитания детей требуются немалые
денежные средства, женщине приходиться
«изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой
работы или дополнительного заработка.
В последние годы наблюдается
также сокращение уровня социальной защиты,
а также списка социальных гарантий. Мать,
воспитывающая ребенка без мужа-отца,
вынуждена самостоятельно заботиться
о благосостоянии своей семьи. Особенно
нуждаются неполные семьи, где воспитываются
дети с различными психическими и физиологическими
отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид
требует постоянного ухода и присмотра,
поэтому женщине-одиночке не под силу
улучшить благосостояние своей семьи,
ей физически сложно это сделать. Такие
семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности
и детское пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется тем, что женщина, воспитывая ребенка в одиночку, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя) неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей.
Отсутствие примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется.
В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.
Одинокий
отец оказывается в более
Психологи отмечают, что дети, воспитанные отцами, как правило, отличаются зрелостью и ответственностью уже в раннем возрасте. Они больше ценят любовь и заботу родителя, скорее готовы прислушиваться к его советам, взрослеют быстрее обычного и становятся опорой и поддержкой одинокому папе.
2.4 Трудности матери-одиночки
В неполных семьях, где воспитанием занимается мать, отношения с сыновьями более конфликтные, чем с дочерьми.
Частая причина истерических неврозов мальчиков - в отсутствии влияния отца и в скупой эмоциональной отзывчивости мамы. Так же это еще и результат межличностных, ранее не разрешенных, конфликтов матери с ее родителями.
В распавшихся семьях мать часто возвращается в дом к родителям. Естественно, они поддерживают дочь, испытывая неприязнь к бывшему зятю. И даже, не всегда осознавая, создают дополнительное давление на ребенка, открыто высказывая неприязнь. Все это отрицательно сказывающееся на его психике.
Иногда матери перекладывают ответственность на врачей-психотерапевтов, преподавателей и воспитателей групп детсадов и интернатов. Если же дети остаются жить с матерью, забота о них формально мало разнится в сравнении с заботой о детях в полных семьях, зато различия в контроле - существенные. Девочки имеют меньше ограничений, чем мальчики. Да и давление на них оказывается в гораздо меньшей степени. Более строгий контроль по отношению к сыновьям объясняется желанием уйти от возможного копирования отцовских черт. Поэтому порицания, угрозы и наказания физические по отношению к мальчикам применимы чаще. И, наоборот, оставшись вдвоем с дочерью, мать относится к ней бережнее и нежнее. Отчасти потому, что видит в ней продолжение себя и, жалея дочь, жалеет в какой-то степени и себя.
Расставание родителей влияет на девочку более драматично, если она привязана к отцу сильнее. Реактивные наслоения могут усугубиться и страхом потерять мать, т.е. страхом перед одиночеством и социальной изоляцией. Потеряв отца, девочки чаще, чем мальчики, боятся отпустить от себя маму. Они опасаются, что мама однажды не вернется или что с ней что-то произойдет. Увеличиваются общая боязливость, общие страхи, возникшие еще в раннем возрасте. Впоследствии - диагнозы: невроз страха, истерический невроз. А в дальнейшем - невроз навязчивого состояния: ритуалы от несчастья, мысли о неспособности, неуверенность, фобии.
В юношеском возрасте уже отчетливо звучит депрессивно-невротическая симптоматика: сниженный фон настроения, подавленность, чувство безысходности, мнительность, постоянные опасения, неверие в себя, переживания из-за кажущихся неудач, скованность в общении с противоположным полом, колебания в принятии решений.
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми.
Утрата одного из родителей способствует
возникновению болезненных переживаний,
который влияют на психологический климат
в семье. Большой процент неполных семей
образуется по причине ухода отца. В таких
случаях матери довольно трудно сдерживать
свои негативные эмоции по отношению к
бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство
часто бессознательно выливается на совместного
ребенка. Бывает и наоборот, когда мать
акцентирует внимание на ребенка, как
на безвинную жертву. Она пытается восполнить
недостаток родительской заботы и опеки,
окружая ребенка чрезмерной лаской. И
в том и в другом случаях воспитательная
атмосфера семьи сильно искажается, что
в результате отрицательно сказывается
на развитии ребенка, как личности.
Большое значение имеет тот факт,
что отсутствие одного из родителей лишает
возможности ребенка полноценно формировать
в себе стереотип поведения своего пола.
Например, отсутствие примера мужского
поведения в семье способствует формированию
у мальчика женских черт, происходит искажение
представления о ролевых функциях отца,
мужа, мужчины. У девочек формируется противоречивое
психосексуальное развитие, потому что
мать совмещает в сложившейся ситуации
материнскую и отцовскую роли. Также как
и у мальчиков изменяются представления
о ролевых функциях жены, матери, женщины.
Поскольку незамужняя мама и ее поведение
накладывает определенный отпечаток на
социализацию девочки. Доказано, что большинство
гомосексуалистов воспитывались в неполных
семьях. Статистические данные показывают,
что дети, воспитываемые в неполных семьях,
значительно отстают по школьной программе,
по сравнению со своими одноклассниками,
у которых семья полная, такие дети более
склонны к невротическим нарушениям и
противоправному поведению.
Конечно, это не значит, что неполная
семья в воспитательном плане является
неблагополучной. Просто проблемы данного
характера с большей вероятностью могут
возникнуть в неполных семьях, но это еще
не значит, что они возникнут с полной
уверенностью. Бывают случаи, и их не так
мало, когда психологическая атмосфера
в неполной семье достаточно благоприятная
и не вызывает затруднений в формировании
здоровой личности. Также бывает и наоборот,
когда в полной семье с неблагополучным
психологическим климатом ребенок сталкивается
с серьезными проблемами психологического
свойства. Поэтому, некоторые родители,
которые утратили эмоциональную и душевную
привязанность друг к другу, но живущие
вместе только «ради детей», делают это
совершенно напрасно.
В итоге, неполная семья сталкивается с огромным количеством трудностей, но все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.
Итак, можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви).
2. Отстраненность матери от
3. Препятствие контактам ребенка
с отцом, вплоть до
4. Двойственное отношение к
5. Стремление матери сделать
ребенка образцовым, несмотря на
то, что у него нет отца. Мать
становится «домашним
6. Отстраненность матери от
2.5 Основные направления
решения проблем неполной семьи
Решением проблем молодой семьи должны заниматься квалифицированные специалисты – социальные работники, психологи или психотерапевты. Если проблему обозначить на ранней стадии и начать c ней работать – можно значительно сгладить процесс адаптации каждого из супругов к изменившимся условиям и сделать брак более гармоничным. Очень часто помощь психолога, оказанная на ранней стадии проблемы в семье, помогает предотвратить развод и вернуть супругам прежнее чувство любви и желание жить одной жизнью.
Социальная работа же в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:
· денежные выплаты семье
на детей в связи с рождением,
содержанием и воспитанием
· трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;
· юридическое психолого-
· федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям
Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Заключение:
За последнее время в обществе произошли значительные изменения в представлении о семье, что сильно повлияло на такие показатели как увеличение количества разводов, неполных семей и снижением рождаемости. Вообще семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья – ячейка общества») и выполняет ряд важных функций. Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье эти функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические. Все же, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей, она не является приговором. Родителю, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать того, чтобы они приводили к негативным последствиям. Видение изнутри отношений с ребенком, складывающихся после распада семьи, позволит уйти от дополнительных стрессов и развития различных фобий. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.