Нормативно – правовые основы деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы и связи с резким понижением жизненного уровня населения получили распространение такие явления, как детская беспризорность и бродяжничество. В результате многократно, по сравнению с перестроечным временем, возросла детская преступность. Сегодня по показателю беспризорности детей мы возвращаемся к худшим временам нашей истории. Сейчас в стране уже более 2 млн. беспризорных детей, что является результатом отсутствия государственной политики заботы о семье и несовершеннолетних детях. Многие из подростков, ведущие бродяжнический образ жизни, имеют серьезные психические нарушения, задержку в развитии, многие давно не учатся. Такие дети — беда общества, и совершаемые ими правонарушения — показатель глубокого общественного кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по праву.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

по модальности: сотрудничество, взаимопомощь, соперничество, конкуренция, конфликты, субординация;

 по стандартизации: формальные и неформальные, официальные и неофициальные;

по времени: кратковременные и долговременные, постоянные и случайные;

по функциональности: отношения зависимости, отношения власти, отношения господства, отношения подчинения.

Самая характерная особенность  социальных отношений заключается  в том, что они в большинстве  случаев не являются симметричными.

Социальные отношения  проявляются в определенных видах  взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли.

Итак, статусы связаны  между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают  прочный раствор, скрепляющий социальную структуру. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей  друг на друга в ходе реализации их интересов.

Регулярно повторяющиеся  социальные взаимодействия кристаллизуются  в социальные отношения. Учитель  – постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение – регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль – все это очень близкие, даже родственные понятия.

      Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность.

Социальные отношения — это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей. Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

- связующее их звено,  которым может быть какой-нибудь  предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

- определенная система  обязанностей и долженствований  или установленных функций, которые  обязательно должны выполнять  партнеры по отношению друг  к другу.

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В  связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и  является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к  изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений. Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля. (3,с.180-186)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.2 Правовое регулирование социальных отношений

 

                Правовое регулирование социальных отношений имеет свои особенности. Право – посредник в социальном взаимодействии субъектов. Право уравнивает людей, заставляет нести обязанности, сохраняет условия существования. Право с социологических позиций - все отношения между людьми (эконом, полит, семейные и тд.- регулируются с помощью социальных норм. Социальные отношения основаны на праве и регулируются нормами права.

Диапазон подходов к проблеме социального регулирования весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских (от англ. behaviour – поведение) до кибернетических. Это понятно – человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования (их полезность, перспективы), но и способы, обеспечивающие, определяющие это существование, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований.

Объекту регулирования придается  заранее заданное социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правилом (нормой). И если оказывается, что  объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения, вернуть в необходимое  состояние. Процесс контроля за состоянием общественных отношений, социальных процессов, систем и возврата их в заранее заданное правилом (нормой) состояние называется обратной связью. Обратная связь предполагает наличие данных о состоянии объекта регулирования, анализ этих данных, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное состояние.(2, http://www.bibliotekar.ru/)

Способы правового регулирования  определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение  людей.

В теории права принято  выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит  в предоставлении субъектам прав  на совершение определенных положительных  действий (предоставление субъективных  прав). Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия. Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится  к возложению обязанности воздерживаться  от определенных действий.

Запрещение связано с  необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы  имеют определенное сходство. Оба  предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности  носят позитивный характер, то в  другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы  правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят  в предложении избрать наиболее  целесообразный (оптимальный вариант  поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.  

(2,http://www.bibliotekar.ru)

 

 

 

 

 
 

Заключение

         

           Правовое регулирование социальных отношений имеет свои особенности. Право – посредник в социальном взаимодействии субъектов. Право уравнивает людей, заставляет нести обязанности, сохраняет условия существования. Право с социологических позиций… Все отношения между людьми (эконом, полит, семейные и т.д. урегулируются с помощью социальных норм. Социальные отношения основаны на праве и регулируются нормами права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
  2. Интернет ресурсы:

http://socialpol.ru

          http://www.bibliotekar.ru

  1. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «Библиотека студента»). 

 


Информация о работе Нормативно – правовые основы деятельности социального педагога