Нормативные требования к социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:34, реферат

Краткое описание

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

Содержание

Введение 2
1. Сущность профессии социального работника 3
2. Объекты профессиональной деятельности социального работника 6
3. Права и обязанности социального работника 7
4. Профессионально-этические качества социального работника 9
5. Функции социального работника 12
Заключение 15
Список источников и литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

ТСР Нормативные требования к социальному работнику.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

      Социальный  работник должен иметь хорошую память, чтобы удерживать в голове большие  списки продуктов и поручений  и не тратить время на частые обращения  к своим записям. Кроме того, хорошая  память нужна для того, чтобы помнить имена, лица и обстоятельства жизни своих подопечных для проявления внимания и участия. Социальному работнику желательно обладать уверенностью и настойчивостью в разумных пределах. Это связано с тем, что одинокие пожилые люди, оторванные в большой степени от окружающей действительности, плохо в ней ориентируются, и высказывают порой нереальные желания.

      Для представителей этой профессии важно  чувство такта, сдержанность, умение подавлять брезгливость. Пожилые  больные люди не всегда выдержаны, ощущение собственной беспомощности может вызывать у них раздражительность, а физическая слабость порой не позволяет полностью выполнять требования личной гигиены. Для профессии социального работника не подходят люди бестактные, раздражительные, брезгливые, нетерпеливые, вспыльчивые, небрежные и нечестные; нежелательны — невнятная речь и плохой слух, т. к. это мешает при общении с людьми, особенно пожилого возраста.

      Социальная  справедливость и гуманизм являются ценностями социальной работы. Они предполагают:

      - справедливое и равноправное  распределение ресурсов для удовлетворения  основных социальных потребностей  человека;

      - создание и соблюдение равных  гарантированных возможностей использования  потенциала государственных и  общественных социальных служб, организаций и объединений;

      - обеспечение равных прав и  возможностей их реализации при  обращении и защите согласно  закону.

      Итак, требования к профессионально-этическим качествам специалистов по социальной работе определяются:

    • уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе и ее главным субъектам — работникам социальных служб, его философско-этическими представлениями, национальным менталитетом и социальными традициями;
    • международными требованиями к квалификации социального работника, которые в определенной мере реализованы в Швеции, Великобритании, США, Италии, Германии, Голландии, Финляндии и других странах;
    • объективными потребностями становления и развития социальных служб, комплексных, многопрофильных и специализированных центров социального обслуживания;
    • утверждающейся многовариантностью решения социальных проблем, преодоления социальных эксклюзий в условиях переходного периода, поисков результативных способов социальной защиты и социального развития населения не в контексте, как часто говорится, экономических реформ, а во имя человека новой России.

      Содержание, способы реализации, виды и формы  профессиональной деятельности социальных работников отражают не только специфику  определенной отрасли, предопределяющую характер этой деятельности, но и особенности ситуации в социально-экономической сфере общества, конкретном регионе, поселении.

      Требования  к профессионально-этическим качествам  социальных работников могут варьировать  в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

      Совершенно  очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение  детей и подростков, девиантное поведение  взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

5. Функции социального  работника

 

      Компетенцией  специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием) является получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных - социальной карты региона2.

      Функции, выполняемые социальными работниками, разделены на три группы:

      1. Медико-ориентированные функции:

      - организация медицинской помощи  и ухода за больными;

      - оказание медико-социальной помощи  семье;

      - медико-социальный патронаж различных  групп;

      - оказание медико-социальной помощи  хроническим больным;

      - организация паллиативной помощи умирающим;

      - предупреждение рецидивов основного  заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная  профилактика);

      - санитарно-гигиеническое просвещение;

      - информирование клиента о его  правах на медико-социальную помощь  и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.

      2. Социально-ориентированные функции:

      - обеспечение социальной защиты  прав граждан в вопросах охраны  здоровья и оказания медико-социальной  помощи;

      - представление в органах власти  интересов лиц, нуждающихся в  социальной помощи;

      - содействие в предупреждении  общественно опасных действий;

      - оформление опеки и попечительства;

      - участие в проведении социально-гигиенического  мониторинга;

      - участие в создании реабилитационной  социально-бытовой инфраструктуры  для нуждающихся категорий населения;

      - обеспечение доступа клиентов  к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества  продовольственного сырья и продуктов  питания;

      - информирование клиентов о льготах,  пособиях и других видах социальной  защиты;

      - содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;

      - семейное консультирование и  семейная психокоррекция;

      - психотерапия, психическая саморегуляция;

      - коммуникативный тренинг, тренинг  социальных навыков и др.

      3. Интегративные функции:

      - комплексная оценка социального  статуса клиента;

      - содействие выполнению профилактических  мероприятий социально зависимых  нарушений соматического, психического  и репродуктивного здоровья на  индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

      - формирование установок клиента,  группы, населения на здоровый  образ жизни;

      - планирование семьи;

      - проведение медико-социальной экспертизы;

      - осуществление медицинской, социальной  и профессиональной реабилитации  инвалидов;

      - проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

      - содействие предупреждению распространения  ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной  защиты инфицированных и членов  их семей;

      - социально-правовое консультирование;

      - организация терапевтических сообществ  само- и взаимопомощи реабилитационного,  психолого-педагогического, социально-правового  характера;

      - участие в разработке комплексных  программ социальной помощи нуждающимся  группам населения на разных уровнях;

      - обеспечение преемственности при  взаимодействии специалистов смежных  профессий в решении проблем  клиентов3.

      Залог успеха социального работника в  том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и  поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья и решению социальных проблем.

      Знание  нормативно-правовой базы социально-медицинской работы необходимо каждому социальному работнику по двум причинам. Во-первых, вся его деятельность регламентируется данными нормативными актами. Во-вторых, прямой функциональной обязанностью социального работника является проведение социально-правового консультирования клиентов. Социальный работник должен не просто знать, но и умело применять в своей практической деятельности правовые акты, касающиеся проблем социального характера.

 

Заключение

 

      Социальные  работники - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

      Каждый  человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в  благосостояние общества; в своей  деятельности социальный работник руководствуется  принципом социальной справедливости; социальный работник должен уважать основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области.

      Социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения  при решении вопросов клиента; социальная работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей. Социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

      Социальные работники признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

 

Список источников и литературы

 
  1. Беребешкина З.А Этика социального работника. Учебное пособие. - М., 1995.
  2. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1993.
  3. Григорьева С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1999.
  4. Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». - М., 2003.
  5. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.
  6. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  7. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Топчий Л.В. Социальная работа. - М.: Просвещение, 1997.

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику