Нормы и правила повседневного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:07, доклад

Краткое описание

Неумение общаться, пренебрежение к искусству коммуникации приносят человечеству, как не покажется это странным, больше вреда, чем заболевания раком. Не верите?! Каждый знает из своего опыта, как портится настроение, когда кто-то толкнет и не извинится или скажет слово, которое режет не только ухо, но и у некоторых душу. Или будет шутить, когда у вас какие-либо неприятности, например, умер ваш близкий родственник или вас укусила соседская собак

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по деловому общению.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

    4.     Все время поддерживать интерес собеседника, побуждать к дальнейшему общению: подчеркивать интерес к мнению собеседника, привлекать его к соучастию: «вы, конечно, знаете» и т. п.: использовать обращение, риторические вопросы.

    5.     Правильно распределять внимание, стремиться организовать общий разговор, если в беседе участвуют несколько человек: находить формы общения, интересные всем собеседникам.       

 В  умении слушать проявляется воспитанность,  уважение к другому человеку, т. е. культура. Об умении слушать  К. Морли говорил: «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать».  Умение выслушать собеседника — непременное условие беседы. Но это не означает, что нужно сидеть молча. Бестактно прерывать разговор другого. Надо выслушать его до конца, а потом высказать свою точку зрения.  

    Поэтому, дабы всегда быть культурным человеком, следует обратить внимание на правила для слушающего.

    Правила для слушающего    

     1.        Выть доброжелательным, вежливым, корректным.

       2. Вступая в контакт, отнестись  к собеседнику особенно внимательно:  если к вам обратились - нужно  оторваться от своих дел и  внимательно выслушать собеседника. Отключайтесь от внешних «помех», отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно выполнять другие дела.

       3.    Во   время   разговора   в   центре   внимания   постоянно 
должен быть собеседник (а не собственное «я»): не перебивать говорящего, чтобы не сбить его с мысли, проявлять внимание к речи прежде всего невербальным средствами. Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.  

     4. Стремиться понять, глубоко осознать  позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научиться находить самые ценные сведения в полученной информации.   

     5.        Все время поддерживать интерес собеседника, побуждать к дальнейшему общению: реагировать на речь краткими репликами, типа: «это интересно!», «неужели» и др.  

     6.Правильно распределять внимание, стремиться организовать общий разговор, если в беседе участвуют несколько человек: не следует отвечать на вопросы всем собеседникам; желая услышать  мнение .конкретного человека, обратиться непосредственно к нему.

       7. Не отводить глаза от говорящего. Жесты и мимика должны подчеркивать, что вы заинтересованы тем, о чем вам говорят.   

Тон в  разговоре значит столько же, сколько  жесты и позы в манере держаться. Одно и то же слово или фраза  могут воздействовать по-разному, в зависимости от того, каким тоном они произнесены. Часто оскорбительными бывают именно не слова, а тон. Порой самая обычная фраза, произнесенная разным тоном может обрадовать нас и огорчить, может звучать как похвала и как оскорбление.  

     «Самый  общий принцип применения знаков этикета — это вежливость, доброжелательность. Поэтому, пожалуй, ничто в человеческом поведении не сочетается с ними так  часто, как доброжелательная улыбка.           

 Не  надо думать, что улыбка — совершенно  естественное, биологическое проявление  чувств. Люди, относящиеся к разным  культурам, улыбаются по-разному  и неодинаково пользуются улыбками. Так, у японцев улыбка не зависит от темы беседы. Она выражает согласие с партнером и общую доброжелательность,  поэтому беседующие, как правило, улыбаются, хотя могут говорить о вещах отнюдь не веселых.  Известно, что среди американцев доброжелательной принято считать лишь широкую, лучистую   улыбку, а приветливая   улыбка европейца может быть и менее яркой.          

 Однако  при всех различиях улыбка  — одно из главных выражений человеческого контакта, доброжелательности, участия. Это то, чего мы более всего ищем в лице собеседника.            

 «Самое важное чаще всего невесомо, — писал Сент-Экзюпери. — Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть». Добрая улыбка становится у Сент-Экзюпери символом человечности и согласия». Так пишет В.Е. Гольдин в своей книге о русском речевом этикете.

Вежливость  – моральное качество, характеризующее  человека, для которого уважение к  людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.           

 Воспитание  вежливости начинается в семье.  Именно здесь учат ребенка  искусству человеческого общения.  Вежливость раскрывает внутреннюю  культуру человека через сумму  поступков по отношению к другим  людям.

В основе вежливости лежат извечные моральные  ценности: уважение к старшим, признание  человеческого достоинства, наконец, доброжелательное отношение к людям. Формулы вежливости помогают людям  жить вместе, соблюдать дистанцию  и уважать права друг друга.            

 Следует отметить, что тактичный и воспитанный  человек ведет себя в соответствии  с нормами этикета не только  на официальных церемониях, но  и дома. Подлинная вежливость, в  основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством  меры, подсказывающим, что можно,  а чего нельзя делать при  тех или иных обстоятельствах.  Такой человек никогда не нарушит  общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого,  не оскорбит его достоинства.  К сожалению, встречаются люди  с двойным стандартом поведения:  один - на людях, другой - дома. На  работе, со знакомыми и друзьями  они вежливы, предупредительны, а  дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливым с окружающими. И даже приказы можно отдавать вежливым тоном - спокойно, деловито, мягко и при этом категорично.           

 В  случае, если было сказано что-то такое, что другого обидело или задело, извиняться не следует, так как излишние объяснения о нечаянности разговора могут только испортить дело, нужно перевести разговор на другой предмет. Если же будет заметно, что собеседник на самом деле обиделся, хотя все и случилось без всякой задней мысли, то следует извиниться перед ним при первом удобном случае и выразить ему свое сожаление. Можно сделать по такому случаю и визит к обиженному или написать ему. Извиниться там, где это необходимо, вовсе не составляет какого-либо стыда, как думают многие, предпочитающие молчаливо избегать такого человека и в случае встречи не находящие соответственных слов для объяснения.          

 Во время  беседы принято говорить спокойно, в умеренном темпе, отчетливо  произнося каждое слово. Словами иностранного происхождения пользуются только тогда, когда известны их значение и правильное произношение. Высказывают свои мысли ясно и предельно кратко, соблюдая логическую связь между последовательно произносимыми фразами и следя за лексикой. Нашу речь портит немотивированное использование «ласковых» словечек. У некоторых людей есть дурная привычка - делать свою речь «слишком вежливой». Достаточно смешно звучат выражения: «Будьте добры, три книжечки!», «Не будете ли вы так любезны подать мне булочку и кофеек с молочком?».  Так же и с другой стороны: самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения, произношение и интонация режут слух. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет в разговоре такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», «как бы», «значит», «на самом деле», не говоря уже о неприличных словах. Невежливо выражать свое отношение междометиями: «ага», «угу», «гм», «ого» и т. д.        

 Если  во время разговора ваш собеседник  говорит медленно, тщательно подирая  каждое слово, а у вас ответ  вертится на языке, нужно удержаться, пока тот не кончит говорить. Нельзя подсказывать говорящему слова, подхватывать его мысль и навязывать свои выражения. Это крайне невежливо. Кто прерывает речь другого, тот редко может внимательно следить за разговором; а это считается особой вежливостью, и внимательно следящий за разговором часто бывает приятнее, чем само его меткое слово. Умеющий выслушать чужую речь с большим участием, а также и тот, кто с одинаковым удивлением слушает старую историю и добродушно смеется в сотый раз повторяемому анекдоту, кто умеет подавить свою зевоту и моментально прекратить свой смех, наконец, тот, кто подходящими вопросами поощряет рассказчика к дальнейшему изложению,— такой человек является удачным собеседником, с ним всегда приятно говорить.      

 Разговаривая  с кем-либо, смотрят собеседнику  в глаза, выражая внимание и  проявляя интерес как к тому, с кем обмениваются мнениями, так и к затронутой теме. При этом не изображают внимание, а действительно следят за разговором, чтобы не быть застигнутым врасплох каким-либо вопросом. В подобных ситуациях невежливо задавать односложные вопросы «что?» или «как?». Если уж случилось так, что мысль собеседника оказалась упущенной, то извиняются и просят ее повторить, например, «Извините, я не понял» или «Прошу прощения, повторите, пожалуйста» и т. п. Отвечая на вопросы собеседника, по возможности избегают односложных ответов «да» или «нет». 

   

Понятно, что не все люди умеют пользоваться правилами общения и допускают в своей речи такие ошибки, которые препятствуют созданию благоприятной атмосферы для удачной беседы и просто-напросто губят ее. Этими ошибками, которые становятся барьерами для общения, являются:

  • Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции), плохая техника речи.
  • Антиэтикетное речевое поведение - демонстрация пренебрежительного отношения к собеседнику, принижение его социального статуса, нередко с помощью грубых, бранных слов.
  • Принижение собственной личности, заниженная самооценка.
  • Манипулирование – стремление любым способом захватить инициативу в общении и воздействовать на собеседника даже против его воли, это скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипулятор нередко использует обман, чтобы достигнуть своей цели.
 

       

  • Некомпетентность, неумение выражать свои мысли, неумение слушать.
  • Желание одного из участников беседы поговорить о третьем, то есть посплетничать. Когда двое говорят просто о человеке, то все превращается в критику и разговор становится болезненным и вызывает деградацию.
  • Любопытство – желание узнать подробности чего-либо, о чем собеседник не желает рассказывать. Особенно неприятное впечатление производят расспросы о личной жизни. Если партнер желает, он сам расскажет о себе, в противном случае не следует вытягивать из него информацию.
  • Употребление в речи одного из собеседников заведомо непонятных другому слов.
  • Отчужденность – стремление отделиться от коллектива, замкнуться в себе. С таким человеком сложно общаться. Он чувствует себя лишним, ему кажется, что с ним неинтересно. На все вопросы он отвечает односложно: да или нет. Сам же вопросов не задает, отчего после нескольких реплик, собеседник просто уходит. Замкнутым людям необходимо постараться избавиться от своих недостатков.  
 

    Заключение

Т.о. жизненный успех зависит не только от выполнения правил вежливости, поведения, но и от многих других факторов, развитости интересов, личного обаяния, чувства юмора, умения быть самокритичным.

И в результате моего доклада можно сделать вывод: овладение правилами повседневного общения является неотъемлемой частью нашей жизни. Это не просто, как кажется, но и не сложно.

Поэтому я надеюсь, что в личном опыте взаимоотношений с людьми, вы будете пользоваться огромным успехом, применяя эти правила повседневного общения.

Спасибо за внимание! 

Информация о работе Нормы и правила повседневного общения