Нравственность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1………………………………………………………………………….4
Понятие нравственного воспитания…………………………………….4
«Мораль» – основная категория нравственного
воспитания………………………………………………………………..10
Глава 2…………………………………………………………………………14
2.1 История развития вопроса о нравственном воспитании…..………….14
2.2 Проблема нравственного воспитания в современной России………..17
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.59 Кб (Скачать файл)

  В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблема нравственного  воспитания в современной России

  Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.

  Воспитательное пространство объёмно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

  В последние годы резко возросло внимание к проблемам воспитания как со стороны государства, так и со стороны педагогической науки. Можно было бы радоваться этому, но наряду с возрождением интереса к воспитанию сегодня возникает много острых проблем, серьезно волнующих педагогическую общественность. В их круг входят сложности современного поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания.

  Долгое время советское общество существовало как общество атеистическое, в котором религиозность, исполнение религиозных обрядов не только не приветствовали, но и всячески преследовали. В России, согласно закону, религия отделена от государства, но школа не может не замечать религиозных организаций, тем более что они активно ищут способы сотрудничества в вопросах нравственного воспитания. Одним из элементов нравственного воспитания является экологическое воспитание. Впервые понимание значения экологическое воспитание появилось у широкой мировой общественности в дни чернобыльской катастрофы. Сегодня общество стимулирует потребности в получении всех возможных удовольствий «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что, реклама создает особенно у подростков и молодежи иллюзию доступности всего. Экологическое воспитание в отечественных школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины, и хорошо, если это делают в практическом плане. Конечно, решение этих проблем важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего на уровне проектной деятельности.

  Наиболее острой проблемой стало нынче и нравственное воспитание школьников, молодых людей на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком фоне довольно сложно. Наш соотечественник только в последние 15 лет учится жить в ситуации постоянного выбора, в том числе и нравственного. Поэтому существенной частью нравственного воспитания современных детей должно стать формирование способности сделать выбор.

  Новые информационные технологии тоже становятся серьезным воспитательным ресурсом. Но если в образовании уже получены серьезные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в сфере воспитания такие результаты выглядят куда более скромно. Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания российских подростков и молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня. Сегодня только ленивый не ругает компьютерные игры, в которых провоцируются агрессия, безответственность, бесчеловечность подростков, но игры, имеющие положительное значение для их развития, рассматриваются куда реже и куда в меньшей степени. К сожалению, интернет позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети есть порносайты, сайты экстремистских, террористических и националистических организаций. Общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, оно подчас выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодежных субкультур отрицательной направленности.

  В этой связи особая просветительская роль лежит на современной школе, причем просвещение должно распространяться не только на учащихся, но и их родителей.

  Информационные технологии подчас несут много угроз, в условиях, когда родители в современной жизни в большей степени заняты зарабатыванием денег, они нередко отделываются от своего ребенка покупая ему высокотехнологические игрушки по принципу «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Тем не менее, такие явление в современной семейной жизни, как бесконтрольный доступ детей в Интернет, новейшие модели мобильных телефонов с доступом к всемирной паутине из практически любой точки, ставшие всемирным увлечением - социальные сети и любимый современными подростками сервис ICQ может привести подростка к нежелательным контактам (вовлечение в тоталитарные секты, в порноиндустрию и т.п.).

  Поэтому современная школа в рамках просветительской работы с родителями обязана учитывать, все вышеназванные, негативные факторы от современных СМИ до всемирной паутины, но вместе с тем это не означает, что новые технологические изобретения несут только вред. Современный родитель обязан знать как, не «отрезав ребенка от связи» с внешним миром можно постараться оградить его от всех негативных факторов на данном направлении.

  Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

  Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

  Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека.

  Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни. Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным “последствием”: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. “Семья не только воспитывает сама, но и “удобряет” или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания”. Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга перед обществом.

  Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью общества.

  В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.

  Современные подростки более раскованы, свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко: увеличивается число детей с различными проблемами, культурное самоопределение проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения. Воспитание таких подростков требует и новых подходов.

  Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

  Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей, развития системы духовно-нравственного, гражданского, правового, патриотического воспитания школьников. Реализация духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном учреждении должна осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

  Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

  Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, изучив данную проблему ,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый  Закон “Об образовании”

Однако, несмотря на это все еще остается острым вопрос с заселением в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.  Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, - 1995. - с 144

2.   Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Терра, 1995. – с. 558.

3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров,  А. Ю, Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». -  2005. – с. 206

4.  Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 171.

5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

6.  Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С. 92

7.  Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 169 – 171.

8.  Соблиров, Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru

9.  Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 17.

10.  Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 17 – 18.

11.  Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 21.

12.    Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.  [электр. ресурс] // www.lib.ru

13.  Даль,  В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Терра, 1995. – с. 345.

Информация о работе Нравственность в современной России