Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:55, контрольная работа
Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу « общества. Существуют так же и представление, будто индивид и общество — это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью.
Введение
Глава 1. Социальный контроль
Определение социального контроля
1.2 Способы реализации социального контроля
1.3 Элементы и методы социального контроля
. Глава 2. Общественное мнение
2.1 Общее понятие
2.2 Сущность и содержание общественного мнения
2.3. Функции общественного мнения
Заключение
Список литературы
Основной базой для получения эмпирических данных при изучении общественного мнения является опросник. От качества его подготовки во многом зависит объективность исследования. Еще в 40-е годы XX в. крупный специалист по изучению общественного мнения Дж. Гэллап (р. 1908) (США) для совершенствования методики изучения общественного мнения разработал так называемый пятимерный план. Он совершенно справедливо утверждал, что самым ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов. (Не зря говорят: каков вопрос - таков ответ) По мнению Гэллапа, "ничто не является столь трудным и столь важным, как выбор и формулировка вопросов". В недостаточно квалифицированных опросах чаще всего встречаются следующие ошибки: вопросы задаются людям, которые не владеют информацией по изучаемой теме, не имеют представления о предмете разговора; интервьюер не обращает внимания на такие тонкости: кто выносит суждения "с ходу", а кто взвешивает все "за" и "против" а уже потом высказывает свое мнение; вопросы сформулированы таким образом, что респонденты вкладывают в ответы различный смысл, так как один и тот же вопрос различными людьми понимается по-разному; интервьюеры-профессионалы, а особенно журналисты, делают упор на дихотомические ответы "да" или "нет". Но на многие сложные вопросы нельзя отвечать однозначно. В мире нет ничего, что можно трактовать только в черном или белом цвете. Даже белый цвет содержит, как известно, семь оттенков цветов; опрашивающий часто игнорирует мотив респондента, почему тот придерживается того или иного мнения; интервьюеры не всегда в ладах с психологией и потому не могут оценить интенсивность выраженного мнения.
Пятимерный план Гэллапа помогал свести до минимума отмеченные недостатки. В нем предусматривалось исследование 5 аспектов, связанных с изучением общественного мнения: знание предмета разговора опрашиваемым; его общие взгляды, социальная, политическая ориентация; причины, почему респондент придерживается этих взглядов; взгляды по специфическим аспектам темы разговора (проблемы); интенсивность. В институте Гэллапа всегда использовались пять категорий вопросов: фильтрующие; открытые, или свободные; причинные; специфические; выявляющие интенсивность мнений.
Фильтрующие вопросы
позволяют выявить
Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям.
Обобщая вышеизложенные законы формирования общественного мнения, можно сделать несколько выводов, которые отражают прежде всего возможность эффективного влияния на него:
1. На общественное мнение, прежде всего оказывают влияние события;
2. Типичной обратной
реакцией общественного мнения
является требование
3. Чтобы увлечь людей,
всегда нужно принимать в
4. Требования предъявляемые
руководству, не всегда
5. Всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.
Можно
выделить основные стадии формирования
и функционирования общественного мнения:
1. Рождается
2. Достигает определенной степени развития
3. «Умирает» или реализует себя в конкретных
проявлениях жизни.
2.3 Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная, консультативная, директивная
1. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.
2. Консультативная функция - общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение, будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к ним, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место. В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
Заключение.
Общественное мнение это такое социальное явление,
которое только начинает развиваться,
как самостоятельный общественный феномен.
Так же можно сказать о том, что общественное
мнение зависит от того общества, в котором
оно формируется и развивается, от принципов
этого общества, от культурных ценностей.
В временной России так же есть свои недостатки
проявления общественного мнения, это
элементарная подтасовка общественного
мнения, такого, которое нужно заказчику.
Соответственно использование такого
«общественного мнения» является обычной
рекламой, способом воздействия на сознания
людей. В плане воздействия с этой задачей
хорошо справляется пропаганда, которая
так же влияет на сознание общественных
масс. Проводником же этого воздействия,
как правило, в основном, выступают средства
массовой информации. Теперь можно смело
сказать что пропаганда, средства массовой
информации, реклама и общественное мнение
постоянно находятся в тесном взаимодействии. Если обращаться к индивидам общества,
объекту и субъекту общественного мнения
то можно сказать, что в своем единичном
представлении общественное мнение, действительно
выражает желания и потребности каждого
индивида. Но в его полной совокупности
общественное мнение выражает мнение
большинства.
Так же мы смогли заметить, что у общественного
мнения есть своя структура, сущность,
критерии, функции и т.д., как и любого социального
явления. Это в очередной раз доказывает,
что общественное мнение представляет
собой социальный институт. А что касается
его функций, то они направлены на более
точное и обусловленное социальными законами
развитие общественного мнения.
Печально лишь то, что как бы ни функционировало
и прогрессивно не развивалось общественное
мнение в нашей стране, ему всё равно не
уделяют должного внимания. По моему мнению,
стараясь «выдать желаемое, за действительное»
исследователи общественного мнения опять
таки пытаются управлять общественным
мнением. А, ведь, общественное мнение
в его собственном проявлении, это своеобразный
регулятор всех общественных процессов,
которые происходят в обществе. Более
точное изучение общественного мнения,
я считаю, поможет избежать многих проблем,
с которыми сталкиваются власти при управлении
государством.
Понимание обществом нужности и значимости
такого явление, как проявление свободного
(не загнанное ни в какие рамки существующего
режима) общественного мнения, поможет
развиваться общественному мнению с большей
интенсивностью и точностью, что постепенно
приведёт к пере смотрению некоторых общественных
и индивидуальных точек зрения на ту или
иную общественную проблему.
Список литературы
1.Горелов А.А. Политология: Учебник/А.А. Горелов. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002.
Информация о работе Общественное мнение как элемент социального контроля