Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:50, реферат
Культура — органическая составная часть истории общества. Человечество и культура связаны как единое целое. Особенности развития и становления культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии ее основы человеческого общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни — социальной и социально-политической.
Введение……………………………………………………………..2
1 Общая характеристика культуры…………………………………6
2 Особенности развития культуры в системе общества………….8
3 Этнокультурная концепция Л.Н. Гумилева……………………..13
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………..19
Согласно
исследованиям другого
Мощный
рост пласта массовой культуры был
вызван, прежде всего, техногенными процессами
в обществе, унификацией труда, ростом
народонаселения высокая
3 Этнокультурная концепция Л.Н. Гумилева
Лев Гумилев, сын расстрелянного красными поэта и блестящей поэтессы Анны Ахматовой унаследовал от родителей талант, но не поэтический, а исторический и этнокультурный. Он известен, прежде всего, тем, что разработал теории этногегенеза, которая освещает все закономерности развития всех этнических систем на протяжении всей истории человечества. Он ввел такие культурологические понятия как, пассионарный толчок, пассионарии. По мнению Гумилева понятия культуры и этноса, как правило, не совпадают за исключением частных случаев. «Любым историческим событиям свойственна длительность, поэтому теория этногенеза Гумилева оперирует конкретными данными веками, промежутками исторического времени».9 Гумилев обосновывает свою концепцию как раз на основе цикличности природных явлений, через так называемую пульсацию климата, которая напрямую зависит от солнечной активности. «Сам этнос тоже цикличен, но внутри, а вот вспышки этногенеза, толчки, порождающие этнические процессы, возникают, беспорядочно чередуясь ».10Естественно, как русский ученый Гумилев рассматривает применение своей теории на примере конкретных исторических фактов собственного народа. Именно, с помощью воображения ученого мы открываем многие, незамеченные нами прежде. Эта реконструкция, возможно и не 100 процентов достоверная, но все-таки имеет свое право на существование. Гумилев, сам по себе самобытный историк, и его работы занимают достойное место в русской культурологической работе. В истории человечества не все эпохи освещены равно. Там, где процессы социогенеза, этногенеза и ноогенеза (развития культуры) протекали без нарушений со стороны враждебных соседей, историкам было легко.
1Соотношения
фаз этногенеза обоих
«Высокий
уровень пасиионарности дал славянам
преимущества над балтийским соседями».15Кроме
того, автор критикует так называемую
норманнскую теорию о пришествии варягов
на Русь. Но не откидывает напрочь, а только
прочеркивает ее некоторые несоответствие.
По его мнению, древние. Славяно-русы были
пассионарным этносом, пассионарный генофонд
в стране сохранился и развивался. А в
Западной Европе подъем пассионарности
привел созданию могучего и хищного суперэтноса,
с которым неизбежно было столкновение
славянского суперэтноса. Итак, культура
характеризует все время меняющееся человеческое
общество. Она является как бы его лицом
или зеркалом. Культуру рассматривают,
как часть общества, наряду с экономикой,
политикой, но, кроме того, она может стать
частью других отраслей человеческого
общества. Все мы слышали такие понятия
как: культура речи, культура общение,
культура беседы, и так далее. Понятие
культура проникает во множество отраслей
человеческого общества. И мы об этом иногда
даже просто не подозреваем, настолько
все кажется естественным. «Культурные
традиции, ценности настолько вошли в
нашу кровь, что мы их даже не замечаем,
и считаем само собой разумеющимся. А ведь
не надо забывать о том, что наши культурные
традиции переданы нм нашими предками.
И мы обязаны не только сохранить их, но
и передать нашим потомкам. В этом и заключается
главная особенность культуры как социального
феномена».16Но и культурологи, и
философы до сих пор сегодня спорят, насколько,
сегодня стоит оценивать движение и развитие
культуры. История предметных результатов
человеческой деятельности, воплощающих
культурные ценности, идет рядом и в синхронном
взаимодействии со сменяющими друг друга
поколениями людей, в которых сохраняет
себя преемственность истории человечества.
При
этом каждое ныне живущее поколение
как бы стягивает к себе прошлое
и будущее, как к центру, который
с течением времени сдвигается к
новым поколениям. Наиболее устойчивой
стороной культуры являются культурные
традиции». Под ними понимаются элементы
социального и культурного наследия, которые
не просто передаются от поколения к поколению,
но и сохраняются в течение длительного
времени, на протяжении жизни многих поколений.
«Традиции подразумевают, что наследовать
и как наследовать. Каждое поколение осуществляет
отбор тех или иных традиций и в этом смысле
выбирает не только будущее, но и прошлое».
17 Современное поколение не может не
опираться на созданные ранее ценности
культуры, на традиции, так или иначе ему
бы пришлось каждый раз все начинать на
пустом месте, создавать все заново.
Однако культура — это не только традиции,
процесс накопления и сохранения духовных
ценностей предыдущих поколений, но и
создание нового культурного богатства
общества в процессе творчества. Новое
поколение не только пассивно потребляет
уже созданное культурное богатство, вместе
с тем оно вносит и свой вклад в копилку
мировой культуры в зависимости от того,
что было унаследовано им от культуры
прошлого. Люди, усваивая культуру, воспроизводят
ее образцы, а если и вносят какие-либо
изменения, то в рамках традиции. На ее
основе происходит функционирование культуры.
Она позволяет человеку, находясь в обществе,
развить свой внутренний мир. Культура
постоянно видоизменяется, реагируя на
социальные процессы, изменения в обществе.
Благодаря культуре, регулируется внутреннее
поведение человека, у которого появляется
внутренняя и внешняя культура. А в дальнейшем
все это отразиться на его поведении.
Заключение
Культура — это неотъемлемая
часть человеческого общества. Культура
организует человеческую жизнь. В каждой
культуре обнаруживается ее ценностная
природа, то есть наличие в ней стойких
ценностных ориентаций. В жизни людей
культура в значительной мере осуществляет
ту же функцию, которую в жизни животных
выполняет генетически запрограммированное
поведение. Социальность, культурные стандарты
диктуют человеку иные, нежели биологическая
программа, образы поведения. Экономические
трудности, переживаемые человеческим
обществом, как правило, накладывают
отпечаток и на духовный мир человека.
Конформизм, презрение к законам и нравственным
ценностям, равнодушие и жестокость —
все это плоды безразличия к нравственному
фундаменту общества, приводит к широкому
распространению бездуховности и Бурное
отвержение традиционных ценностей, нарождение
новых ориентаций усиливает меру ответственности
человека за сохранение культурных ценностей
в современном обществе. Поляризация ценностей
ставит его в положение выбора собственных
жизненных установок, вековых ценностных
ориентаций. Процесс смены ценностей,
как правило, длителен. К тому же ценностные
ориентации могут возрождаться, обретать
новое звучание в другую эпоху. С этой
точки зрения культура человечества обладает
неким фондом абсолютов и святынь. Культура
во многом стереотипна, ибо она постоянно
воспроизводит определенные жизненные
ситуации, с которыми люди встречаются
во все времена. Речь идет о проблемах
долга, любви, жертвы, трагедии, героизма,
смерти. Разумеется, поведение человека
в этих ситуациях далеко не одинаково.
Каждая культура несет на себе отпечаток
ценностно-нравственного ядра.
Экономические трудности, переживаемые
человеческим обществом, как правило,
накладывают отпечаток и на духовный
мир человека.
Список литературы
1.Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М: Слово.1999.С 456.
2.Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М: Искусство.2000.С.345
3.
Гумилев «Древняя Русь и
4. Культура в 20 веке./Словарь. М: Просвещение.2000.С.456.
5.Момджян
К. Х. Социум. Общество. Культура.
М: Прогресс, 1994.С.378.