Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:00, контрольная работа
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.
Введение.
1.Религия как социальный институт.
2.Изменение статуса религии в современной России
Заключение.
Список литературы.
2.Изменение статуса религии в современной России
Во времена коммунистического строя в Советском Союзе религии как государственного института не существовало. И определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»
В последние же годы роль религии все больше возрастает. Религия в наше время - это средство наживы для одних и мода для других.
В настоящее время последователей буддизма в мире около 350 млн. человек.Ислам исповедуют около 1 млрд. человек.А Христианство в мире исповедуют около 1,9 млрд. человек. Христианство играет большую роль в современном мире. Сейчас ее можно назвать главенствующей религией мира. Христианство проникает во все сферы жизни людей разных национальностей.Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.
Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи.
Уже почти двадцать лет у нас повсеместно словно грибы после дождя растут церковные маковки, перезваниваются колокола, вьются вереницы бесконечных крёстных ходов и со всё большим размахом отмечаются религиозные праздники. Однако при этом трудно найти сейчас страны более безнравственной во всех отношениях, чем современная РФ.
Мы занимаем одно из лидирующих мест в мире по количеству наркоманов и алкоголиков на душу населения, абортов и разводов, убийств и самоубийств. Беспризорников теперь в несколько раз больше, чем после Гражданской войны. Миллионы русских женщин «работают» в заграничных и отечественных борделях, и любая газета с объявлениями пестрит приглашениями на подобную «работу». И сидит у нас при суверенной демократии уже раза в два больше, чем сидело в 37-м, в разгар сталинских репрессий.Ренессанс религии в нашей стране свидетельствует не о пути к национальному спасению, а лишь о глубине той бездны, в которую провалилась Россия в последние два десятилетия. Это, кстати, тоже присуще странам третьего мира — забитое, униженное, нищающее население ищет отдушину в религии.
Впрочем, данная ситуация характерна не только для русских регионов России, но и для нерусских тоже. Скажем, в кавказских национальных республиках происходит примёрно то же самое: тотальное воровство правящего слоя, всеобщая коррупция всего и вся, преступный и властный беспредел, совершаемый под мелодию пятикратных азанов. И даже хуже, поскольку там религиозное мракобесие часто принимает откровенно средневековые формы. При видимом росте числа приверженцев ислама (в том числе в его самых радикальных формах) ширятся сети публичных домов, а пьянство, например, в сельских районах Дагестана, приближается к уровню русской глубинки. Можно подумать, что в нашем обществе, подобно поездам, идущим в разные стороны по соседним колеям, происходят противоположные социальные процессы. Массовое обращение русского народа в православие не только по формальным признакам (мода на крещение, венчание, поедание куличей и т.д)., но и внутренне, по сути, то есть ведение образа жизни, предписанного религией. Но ведь этого-то как раз и не происходит! Да и не может происходить, ибо сам образ жизни современного среднестатистического россиянина очень далёк от православного идеала.
Вывод напрашивается сам собой: религиозный человек — необязательно нравственный, а нравственный — далеко не всегда религиозен. Разговоры о том, что, мол, высокая нравственность народа на Руси немыслима без православия, это можно отнести к легендам. В дохристианские времена у русских с нравственностью и общественной моралью было всё в порядке — их честности и бескорыстию поражались иностранные путешественники.
Разумеется, нельзя отрицать вклад христианства в становление русского государства. Оно прививало людям определённую систему ценностей, которые были, в целом, вполне здоровыми. Одновременно оно являлось важным инструментом государственной политики и краеугольным камнем государственной идеологии времён монархии. Но, в целом, русская государственность и русская культура хоть и впитали в себя многое из православия, но не сводились к нему. А вот этого-то искатели национальной идеи в церквях понять и не хотят.
Для того, чтобы русский народ действительно проникся религиозным духом, одной лишь пропаганды поповщины, хоть и помноженной на всё понижающийся интеллектуальный уровень населения, мало. Для того, чтобы по-настоящему, а не поверхностно и мнимо воцерковиться, нашему народу сперва надо деградировать до уровня этак XVII-XVIII века. Но с сознанием XVII века нечего делать в веке XXI.
Когда некоторые ура-патриоты пускают радостные слюни при виде толпящегося в церквях народа (преимущественно женского пола, но это так, к слову) становится грустно. Ведь сегодняшнее православие призывает не к социальной активности, которая необходима и без того инертному русскому народу как воздух, а к глубокой социальной апатии, бегству от реальности в дурман религиозных мифов. И именно поэтому оно обласкано государством: что при Романовых, что теперь. Стояние в церквях со свечками и участие в крестных ходах — это лишь видимость и притворство.
Чему радоваться? Тому, что миллионы надломленных, отчаявшихся, теряющих внутренний духовно-нравственный стержень ухватились за православие как утопающие за соломинку? В сущности, это стихийная, зачастую истерическая реакция многих и многих людей, обнаруживших, что никаких прочных моральных устоев и ценностей, понятий о добре и зле в постсоветской России не существует.
В чём-то этих людей можно понять. В условиях острого кризиса практически всех идеологий в современной России религия даёт ощущение некоторой духовной альтернативы. Но именно ощущение. По сути, уход в религию — это, скорее, попытка бегства от самого себя, стремление отыскать в бушующем вокруг океане социальной мерзости некий мистический спасительный островок с поющими ангелами.
К этим людям, скорее, применим исламский термин «мунафики», то есть, лицемеры — люди, лишь формально следующие внешней, обрядовой стороне религии. По аналогии с мунафиками в православной среде в последние годы появилось такое понятие как «захожане». По сути, эта вся та львиная доля современных прихожан, которые носят крестики на шеях, ныряют в крещенские проруби и тащат в церкви крестить детей, повинуясь общей моде. При этом образ жизни большинства из них далёк от пути, предписанного религией.
Заключение.
Религия в России — это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который всегда поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Многомиллионный русский народ, недавно отметивший 1000-летие принятия христианства на Руси, из имевшихся в средние века религий предпочел православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно поддерживая его в страданиях и благословляя на защиту отечества.
Значительное влияние имеет и ислам; общая численность мусульман в России составляет около 18 млн. человек. Через три десятилетия следует ожидать увеличения мусульманского населения России до 30 — 40 млн., главным образом за счет иммиграции. Мусульмане могут составить значительную часть афро-азиатских иммигрантов в Россию XXI в., причем общая численность иммигрантов (включая бывших советских граждан из стран Центральной Азии и Закавказья), а также их ближайших потомков к середине XXI в. будет сопоставима с численностью этнических русских. Некоторые регионы России, бывшие мусульманскими или полумусульманскими в XVI в. (например, Астраханская, Челябинская, Оренбургская, северо-восток Нижегородской и другие области), вновь могут стать преимущественно мусульманскими.
Ныне Россия вступила на путь демократического развития, по Конституции каждый человек имеет право на свободу совести. Многонациональная Россия, в которой церковь, как и в большинстве цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры — правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, заявляют о себе секты, издается религиозная литература. На официальных торжествах руководство страны обозначает себя в окружении главных церковных иерархов. Разумеется, перед церковью стоят многочисленные проблемы, и одним принятием закона о свободе совести их не решить.
Список литературы.
1.Кравченко А.И. «Социология». – М., 2003 г.
2.Попов А.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях, общественные науки и современность, 1999 г., №3.