Общество и социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни.

Содержание

Введение
Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция
Общество и индивид
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР социология.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

 

Сама же элита — и  центральная, и региональная — находится  в двойственном положении. С одной  стороны, либеральная идеология  оправдывает их комфортное существование  — уровень материального благосостояния достиг западных стандартов, нет жесткого политического контроля, а псевдолиберальный  хаос открывает возможности для  быстрого обогащения. С другой стороны, она начинает осознавать, что необходимо установить в стране порядок, хотя он может лишить их привычного безбедного и безответственного образа жизни, а многих приведет на скамью подсудимых. Для них сохранение общественного  хаоса, оправдываемого либеральной  идеологией, — это вопрос жизни  и смерти. Они хотят под лозунгом «К нормальной европейской стране»  привести Россию к стране латиноамериканского  типа, где купающаяся в роскоши  правящая элита достаточно спокойно воспринимается основной массой нищего населения.

Положение в России требует  переноса акцента с интересов  личности на интересы социального целого. Как назвать этот функционально  необходимый политический режим? Какое  идеологическое обоснование он может  получить?

Какого-то единого идеологического  проекта на сегодняшний день нет. Были попытки представить общество трудящихся, основанное на принципах  централизованной экономики и народовластии, или нацию-государство (российскую), или этническую нацию (русскую), или  единую веру (православие) и др. Политические силы, выдвигающие эти проекты, заявляют о себе как о патриотах. В левой  части спектра патриотических сил  доминирует НПСР, где ядром является КПРФ, а в правой части — Русское  национальное единство (РНЕ), КПРФ и  часть близких ей политических образований  уже сумели стать внушительными, самым большим элементом системной  оппозиции. Русское национальное единство находится на положении политического  маргинала. Либеральные СМИ характеризуют  РНЕ как организацию экстремистскую и даже фашистскую. Враждебно к  ней отношение и со стороны  КПРФ.

 

Правы и те и другие. Население, поставленное правящим режимом в  экстремальные условия, должно проснуться от политической апатии и оказать  сочувствие крайне левым или крайне правым политическим силам. И тому есть причины. Во-первых, население против повторения маразматических явлений  позднесоветского периода, слабо верит  в то, что коммунисты представляют собой сильную и жесткую власть (подтверждением коммунистического  бессилия стал август 1991 г.), опасается  очередей, талонов, пустых прилавков. Во-вторых, коммунисты, длительное время, входя в систему власти, хотя и в качестве оппозиции, не сумели проявить себя как эффективная политическая сила.

 

  1. Социальные институты 

 

Институты возникают в  ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических  видов общественных отношений. Существование  институтов связано с деятельностью  людей, организованных в группы, в  которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Разнообразие институтов соответствует  разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность  в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность  в социальном контроле за поведением членов общества и т.д.

Социальные институты  – это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный  институт» употребляется в самых  разнообразных значениях. Первое, чаще всего употребляемое, значение термина  «социальный институт» связано  с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов:  
1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. 3) Важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая  управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Понимая социальные институты  как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о  базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения  множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты  и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества. Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, в  одних странах институт брака  допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные  механизмы социальной регуляции, которые  осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных  форм принуждения и давления, различных  способов выражения признания и  одобрения. Благодаря институтам формы  поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами  и стандартами.

Виды социальных институтов

Институты возникли в глубокой древности. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются  два социальных института – семья  и государство. С тех пор понятие  социального института расширилось  и сегодня включает в себя различные  стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные  и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В  конечном счете, институты приобретают  собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными. Социальные институты - столпы общества, символы порядка  и организованности.

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества. 
 
* институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;

* экономические (производство, собственность и др.) - потребности  в добывании средств существования;

*политические (государство,  партии и др.) потребности в  безопасности, порядке и управлении;

*институты образования  – потребности в социализации  подрастающих поколений, передаче  знаний, подготовке кадров;

* религиозные – потребности  в решении духовных проблем,  смысла жизни;

Чем сложнее общество, тем  больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется  следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем  правилах поведения и родственных  связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как  компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Они обеспечивают воспроизводство  идеологических ценностей, стабилизируют  социальные структуры. Экономические  институты - их назначение в том, что  они обеспечивают распределение  индивидов в системе общественной организации труда и в системе  отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение. Институты  образования - освоение и последующее  воспроизводство социокультурных  ценностей.

Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и  иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональная система  общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые  социальные потребности и для  их удовлетворения образуются новые  институты. При этом «старые» институты  либо реформируются (приспосабливаются  к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах  были ликвидированы.  На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

Институты возникают в  ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических  видов общественных отношений. Существование  институтов связано с деятельностью  людей, организованных в группы, в  которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Разнообразие институтов соответствует  разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность  в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность  в социальном контроле за поведением членов общества и т. д.

Социальные институты  – это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный  институт» употребляется в самых  разнообразных значениях. Первое, чаще всего употребляемое, значение термина  «социальный институт» связано  с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. 
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:  
1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. 3) Важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая  управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Понимая социальные институты  как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о  базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения  множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты  и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты  отражают культурный облик этого  общества. Институты разных обществ  отличаются друг от друга. Например, в  одних странах институт брака  допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.  
Итак, социальные институты - специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими  институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в  обществе продолжает играть институт религии.

Информация о работе Общество и социальные институты