Общество как социальная система.Теории общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть общество как социальную систему, а также теории общества.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Исследовать общество как социальную систему
2. Изучить теории общества.

Содержание

Введение 3
1. Общество как социальная система 4
2. Теории общества 11
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

социология.Общество_как_социальная_система.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Сущностными чертами  общества являются: общность территории проживания, сохранение и воспроизводство социальных связей; автономность, саморазвитие и саморегулирование; единство общей системы ценностей. Общество формируется по мере способности людей отделиться от природы. Среди факторов, способствующих саморазвитию общества выделим трудовую деятельность людей; коллективный характер человеческой жизни, субстратом которого является культура и познавательную деятельность человека.

Каждый из нас пользуется услугами различных институтов. Основные из них: экономические, которые призваны производить и распределять товары и услуги; политические, регулирующие доступ к власти и ее использования; семейные иституты, что имеют дело с браком, семьей и социализацией молодежи. Общество - это целостная система институтов, взаимодействие которых обеспечивает ему возможность функционирования и развития. Понятие «система» означает определенный объект, который рассматривается как сложное целостное образование. Системный подход к изучению общества предусматривает выделение из его частей (подсистем), анализ их функций, взаимосвязи и т.д.

Цель работы – рассмотреть  общество как социальную систему, а  также теории общества.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Исследовать общество как социальную систему

2. Изучить теории общества.

 

1. Общество как социальная  система

 

Общество как социальная система - это организованная система  взаимодействующих подсистем и их элементов, социальные связи внутри которых детерминируются статусно-ролевыми позициями и соответствующими культурными образцами, а вне образований - спецификой вида деятельности1.

К основным подсистемам общества относят четыре сферы общественной жизни2:

- экономическую - охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

- политическую - охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления;

- социальную - охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп;

- духовную - охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства.

Эти подсистемы (сферы) в  свою очередь, могут быть представлены совокупностью элементов, входящих в них3:

- экономическая - производственными учреждениями (фабрики, заводы), учреждениями транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.;

- политическая - государство,  партии, профсоюзы, молодежные, женские  и т.п. организации;

- социальная - классы, страты, социальные  группы и слои, нации и т.д.;

- духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения.

Все социальные подсистемы общества взаимосвязаны между собой, наделенные соответствующей структурой, выполняют определенную функцию и обусловливают функционирование определенного типа общества.

Необходимо указать, что все связи между социальными подсистемами могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями , индивидами, возникающие в процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используют термин «общественные отношения». Выделяют материальные (по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) и духовные (политические, правовые, моральные, идеологические) общественные отношения. Их можно рассматривать также как отдельный вид социальной системы4.

Важным также является вопрос основных компонентов социальной системы. Сегодня в социологической литературе предлагаются самые разнообразные «наборы» компонентов социальной системы, отличающиеся как по характеру, так и по количеству.

Остановимся на двух, как нам представляется, наиболее обоснованных подходах. В первом случае - это позиция О.К.Уледова, который считает необходимым выделить следующие основные компоненты системы: деятельность, потребности, отношения, субъекты жизнедеятельности. Во втором - подразумеваем точку зрения В.М.Краснова, согласно которой основной компонентный ряд системы включает: социальные субъекты, общественные потребности, человеческую деятельность, культуру и общественные отношения5.

По нашему мнению единство общественных потребностей, интересов, субъектов и объектов деятельности, средств деятельности и общественных отношений, создает основной компонентный ряд социальной системы. Остановимся на их характеристике.

Общественные потребности. Среди многочисленных обще-методологических дефиниций понятия «потребности», наиболее удачным является определение потребностей как состояний систем, выражающие момент динамического различия, разности, противоречия между объективно необходимыми «параметрами» их существования и теми реальными, которые есть в наличии в тот или другой момент. Относительно классификации потребностей, то различные их варианты опираются на ту или иную объективную, свойственное предмету исследования основание. Например, различают потребности по особенностям объекта, субъекта и продукта деятельности. Широкое распространение получила классификация потребностей на основе деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют материальные, социально - политические и духовные потребности. Следует различать материальные и духовные потребности как относительно самостоятельные социальные образования, пронизывающие основные сферы общественной жизни и потребности сфер общественной жизни, состоящие из неразрывного единства материальных и духовных потребностей. Заслуживает внимания также проблема «положительных» и «отрицательных» потребностей, ведь свое воспроизводство в процессе развития социальной системы должны получать не только те характеристики, которые способствуют ее прогрессу, но и те, которые тормозят качественное усовершенствование социальной целостности. Иначе говоря, «позитивные» и «негативные» полюса противоречий системы в равной степени объективно обусловлены6.

Интересы. Интерес - способ отношения социального субъекта к необходимым условиям существования и его развития, выражающийся в стремлении создавать и использовать эти условия. Содержание интереса определяется условиями жизни людей, их социальным положением и т.д. .Интересы меняются в соответствии с изменением объективных условий. По своей направленности интересы разделяют на материальные и духовные. При этом «уровневые» материальные и духовные интересы не следует отождествлять с интересами материальной и духовной сфер общественной жизни, поскольку первые являются значительно уже по своему объему7.

Носителями потребностей и интересов  выступают субъекты социальной деятельности.

Субъекты социальной деятельности. Субъектом социальной деятельности выступает человек как социальное существо, которому присущи как естественно - биологические, так и субъектно-социальные качества. Способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум является естественным свойством человека. На основе естественно - биологических предпосылок формируются качества человека как социального существа. Люди как субъекты социальной жизни могут рассматриваться на двух уровнях: индивидуальном и общественном. Важно заметить, что в реальной общественной жизни, действия индивидуального субъекта не имеют решающего значения. Важной социальной характеристикой социальных субъектов является их способность к отражение общественных потребностей и интересов и на этой основе осуществления сознательной, целенаправленной социальной деятельности. Отображение потребностей и интересов в сознании субъектов выступает в форме двух уровней сознания: повседневного и теоретического. Обыденное сознание не выходит за рамки эмпирических условий бытия человека. Теоретический уровень сознания отражает суть социальных явлений, их закономерности в форме целостной концепции, системы взглядов. Эти два уровня сознания взаимодополняют друг друга. Важным структурным компонентом сознания выступают знания, представления, понятия, чувственно - волевые образования (ощущения, восприятия)8.

Состояние сознания субъекта непосредственно влияет на определение целей и задач практической деятельности субъекта.

Социальная деятельность - общественный процесс целенаправленного преобразования субъектом естественной и общественной среды. В зависимости от предмета и результата человеческой деятельности специалисты выделяют две формы активности социального субъекта: практическую деятельность, которая изменяет, преобразует объект и духовную деятельность, познает, оценивает его. Существуют различные классификации форм практической и духовной деятельности. Как основные формы практической деятельности рассматриваются трудовая, экономическая и социально - преобразующая деятельность. В рамках духовной формы деятельности выделяют духовно - теоретическую и духовно - практическую деятельность. Можно выделить и такие виды деятельности в поле субъектно-объектных отношений как: преобразовательная, познавательная и ценностно-ориентационная9.

Социальная деятельность субъекта невозможна без объектов и средств его активности.

Объекты и средства социальной деятельности. Объектом социальной деятельности может выступать как окружающий мир в целом, так и любой его фрагмент в частности. Средствами социальной деятельности служит все, что опосредует преобразующую деятельность людей на естественную и социальную среду. По своему происхождению объекты и средства социальной деятельности могут быть естественными или общественными. Их круг постоянно расширяется за счет охвата все новых компонентов географической среды - части географической оболочки (геоверсума), которая в той или иной мере освоена человеком, вовлечена нею в общественное производство. Наряду с понятием «географическая среда» для характеристики единства природы и общества используют понятие «айкумена» - заселенную, освоенную или как-то иначе вовлеченную в орбиту общества часть географической оболочки нашей планеты с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации общества10.

Что касается объектов и средств  социальной деятельности общественного  происхождения, то они по сравнению с аналогичными образованиями природного происхождения характеризуются меньшим динамизмом. Среди главных средств деятельности современного общества такие институты, как государство, политические партии, различные общественные организации.

Общественные  отношения - представляют собой устойчивые, существенные, закономерные связи, складывающиеся между людьми на основе и в процессе их совместной практической деятельности. Методологическим ключом к пониманию сути общественных отношений является положение о социальной равнодействующей (статический, объективный по своей природе результат корреляционного взаимодействия социальных субъектов)11.

Рассмотрение компонентов  социальной системы позволяет перейти  к анализу механизма ее функционирования и развития.

Выделяют три уровня функционирования социальных систем: «факторная» детерминация развития (зависимость нового качества от количества действующих относительно самостоятельных факторов (элементы, отношения, структуры, функции, законы, состояния, процессы, социальные системы), уровень самодетерминации функционирования развивающихся социальных объектов; самодетерминация общественного развития12.

Развитие системы представляет собой определенный цикл, который схематически можно изобразить следующим образом: первичная потребность детерминирует работу общественных субъектов деятельности и отношений между ними - результат деятельности вносит коррективы в содержание первичной потребности - направленная потребность детерминирует новый цикл. Источником развития и функционирования социальной системы является непрерывное возникновение и решение в ее лоне противоречий.

Приведенные соображения свидетельствуют о том, что все подсистемы находятся во взаимодействии. А потому нет оснований утверждать, что какая-то одна из них является базовой, первичной по отношению к другим или по отношению к обществу в целом. Каждая подсистема является индивидуальным измерением общественного организма. Скажем, культура является обществом, взятым со стороны норм и ценностей, образцов взаимодействия; политика - «срез» общества в аспекте властных отношений и т.д. Однако в каждый конкретный период сопоставления и конфигурации подсистем, их роль в общественной жизни четко определена. В этом случае правдоподобны утверждения о первичности одних и вторичности других факторов, об их разнородность и т.д. Но эти моменты относительные, поскольку в другой период или в другом социальном пространстве сопоставления и конфигурация подсистем будет другой13.

 

2. Теории общества

 

Только в XVII в. появляются концепции, в которых понятие «государство» и «общество» не отождествляются. Формируются так называемые теории общественного договора, основу которых составляет идея необходимости перехода людей из естественного состояния в результате единообразия их естественных потребностей, в социальный. Последний знаменует начало формирования гражданского общества . Так Гоббс в работе «Левиафан» отмечает, что общество появляется с заключением между людьми общественного договора, когда индивид подчиняет свою свободу интересам коллектива , деятельность государства как коллективного органа управления , созданного людьми направляется на создание гарантий прав индивидов на частную собственность , личную свободу право на жизнь14.

Попыткой систематизировать  предыдущие научные представления об обществе является концепция общественного развития О. Конта, французского социолога начала XIX в. Ученый впервые исследует вопросы общих законов организации и функционирования общества, динамики общественного прогресса с точки зрения социологии. Французского социолога по праву считают основателем современных концепций индустриального общества. Поскольку основным двигателем общественного прогресса социолог видит ум, интеллект, то соответственно в развитии общества различают следующие три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Первоосновой общества по Конту есть совокупность семей, на базе которых в процессе исторического развития формируются такие социальные сообщества, как племя, народ, государство. Системно - органические представления об обществе сформированы О.Контом, всесторонне развил Спенсер и др15.

На рубеже ХIХ - ХХ вв. представление об обществе набирают более основательных научных форм. В частности, это прослеживается в научном наследии французского социолога Э. Дюркгейма и немецкого социолога М.Вебера. Так, Дюркгейм под обществом понимает социальную реальность, существующую объективно и независимо от воли индивидов. Вебер рассматривает общество как результат межиндивидуального социального взаимодействия людей16.

Информация о работе Общество как социальная система.Теории общества