Общество как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 21:54, лекция

Краткое описание

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Общетво как социальная система.docx

— 24.06 Кб (Скачать файл)

Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.

Сторонники культурного  детерминализма считают, что остов  общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях  людей, в организации ими материального  производства, в выборе форм политической организации.

При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может  нормально функционировать при  последовательном выполнении каждой подсистемой  своей функции.

Отмечая устойчивость как  важнейшую характеристику ее основополагающих причин, Э. Дюркгейм видел первооснову  устойчивости в единстве общества в  «коллективном сознании», в наличии  общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого  эгоизма.

Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим  каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. 

Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под  воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и  насаждающей общую культуру.

На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения  устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим  фактором становятся социальные структуры.

Не смотря на то, что в  современной социологии пока не определены однозначно факторы устойчивости общества, большинство социологов склонны  считать наиболее удачной  теорию современных функционалистов — Т. Парсонса, Р. Мертона и К. Девиса, которые выступают последователями Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система  частей, объединенных в единое  целое.

2. Общественные системы  сохраняют устойчивость, поскольку  в них существуют такие внутренние  механизмы контроля, как правоохранительные  органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются или  укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов  внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей  среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды  и поведения, однако сегодня,  спустя время, радикалов и хиппи  поглотила среда истеблишмента,  в которую они вошли, став  юристами, учителями, даже биржевыми  маклерами.

4. Нормальным считается,  если изменения имеют постепенный,  а не революционный характер.

5. Социальная интеграция  или ощущение, что общество является  крепкой тканью, сотканной из  различных нитей, формируется  на основе согласия большинства  граждан страны следовать единой  системе ценностей. Например, англичане  согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей  присущ мировоззрению большинства  американцев.

Эта система ценностей  представляет собой наиболее устойчивый остов общественной системы.


Информация о работе Общество как социальная система