Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:32, реферат
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
1.Введение……………………………………………………………….(2-3)
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система………………………………………………....(14-16)
6.Заключение……………………………………………………………..(17)
7.Список литературы……………………………………………………..(18)
Общество как социокультурный организм.
1.Введение……………………………………………………
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система……………………
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………………………………
Введение.
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Карл Раймунд Поппер ввел дополнительные понятия общества для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.
Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).2
Открытое общество — по К. Попперу
— тип общества, характеризующийся
динамичной социальной структурой, высокой
мобильностью, способностью к инновациям,
критицизмом, индивидуализмом и
демократической
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей
Зарождение и этапы развития знаний об обществе.
Самые первые, наивно-мифологические в своей основе, представления о жизни людей появились в древних обществах. Жизнь воспринималась как арена деятельности мифических сил или богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные процессы, этапы совершенствования знаний об обществе соответствовали историческим эпохам: древнее общество (до V в. н.э.); Средневековье (II—XTV вв.); Возрождение (XV—XVI вв.); Новое время (XVII—XIX вв.) и современная эпоха.4
Философские учения об обществе стали возникать по мере накопления и систематизации имеющегося знания, которое стало называться «мудростью». Так, в Древней Индии и Древнем Китае уже существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом, государством и природой (буддизм, конфуцианство и др.).
В Древней Греции стал зарождаться более строгий подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве историков Геродота и Фукидида, многих философов. Появился и сам термин «философия», означавший «любовь к мудрости» {Пифагор). Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта нравственной жизни в обществе. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе.
Из древних мыслителей наибольший
вклад в теорию общества внесли Платон
и Аристотель. Так, Платон разработал
учение об «идеальном» (совершенном) государстве,
где основными будут три
В Средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества. В христианстве подчеркивалась идея сотворенности человека на Земле Богом и временной предопределенности жизни человека в общества (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободу жизни, райскую жизнь, но они не сумели ею разумно распорядиться и нарушили божественный завет. В результате вся история человечества стала восприниматься через греховность и вечную борьбу сил божественного Добра и земного Зла. Христианская философия Средневековья считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особым социальным сословием. Отдельные мыслители полагали, что история общества, как и жизнь человека, также имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.
В эпохи Возрождения и Нового
времени религиозное объяснение
общества дополняется светским познанием.
Жизнь людей стала
В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. Г. Гегель попытался представить всю историю в виде этапов развития «абсолютной идеи». По убеждению философа, история началась на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и завершается в христианском мире, где якобы все люди становятся свободными.
В немецкой марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории (К. Маркс и Ф. Энгельс). Считалось, что основным фактором развития общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают с точки зрения марксизма определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь. В этом смысле история — это естественно-исторический процесс возникновения и смены способов материального производства и общественно-экономических формаций. Он имеет свои законы и логику развития. Идеалом и конечной целью истории марксисты провозгласили коммунизм, представляющий собой, по их мысли идеальное устроенное и богатое общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.5
В современную эпоху в системе знаний учения об обществе занимают ведущее место во многих течениях и школах. Заметную роль играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии и других гуманитарных науках. Большое влияние на осмысление общественного развития оказал экзистенциализм, в котором содержалась весьма сложная и актуальная для нашего времени тема, отчужденного от общества человека. Специфическая трактовка общества и истории в соотношении с психическими состояниями людей дается австрийским психологом . Фрейдом и неофрейдистами. Для многих современных исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Учение об обществе различно представлено в социально-гуманитарных науках. Они в отличие от естественных и технических наук специально изучают общество и человека в обществе, их взаимодействия. Исторические и другие науки много внимания уделяют возникновению общества, периодам, стадиям, эпохам его развития, раскрывают роль различных субъектов в историческом процессе, анализируют конкретные явления и процессы в обществе. Социология, политология, культурология, правовые науки, экономические учения формируют области знаний об отдельных сферах и аспектах жизнедеятельности общества. Философия изучает природу, общество и человека как разновидности бытия. Раздел философии, в котором общество рассматривается как особое явление бытия, называется социальной философией. Изучается системность общества, его содержание, признаки, структура, закономерности, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества.
Социальная философия тесно связана с социологией. Если социальная философия является теорией высокой степени общности, объясняющей социальное бытие, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие конкретных социальных субъектов и систем: семьи, науки, культуры и т.д., а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, культурология, политология, этнография и др.) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Исследование общества отличается от изучения природы. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди, обладающие как положительными качествами, так и недостатками, поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутанна, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата различными проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить устойчивые признаки и процессы, конкретные закономерности функционирования и развития общества. В этом смысле познанию общественных явлений не могут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется сила человеческого разума, длительные и глубокие размышления над множеством фактов и событий. Познание общества протекает также в ходе острого соперничества различных точек зрения и подходов, что не всегда способствует выяснению истины. В социальных науках истинность объяснения тех или иных фактов и событий может открыться далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Не удивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в новое и новейшее время.
Современные социально-гуманитарные науки помогают формировать целостный теоретический портрет общества как сложного социального организма. Они объясняют динамику развития общества и его перспективы, раскрывают человеческое измерение истории* культуру общества и цивилизационное развитие, выявляют место и значимость конкретных социальных процессов и действий людей в сохранении земной цивилизации.
Обществознание как комплекс наук
о жизнедеятельности людей
Основные понятия Объяснение общества в античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время и на современном этапе, социально-гуманитарные науки, место и роль в них социальной философии.
Культура как система ценностей, норм, образцов поведения.
Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).