Объект и предмет социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:44, контрольная работа

Краткое описание

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Вложенные файлы: 1 файл

Объект и предмет социологической науки.docx

— 21.31 Кб (Скачать файл)

Объект и предмет социологической  науки.

 

   Объектом социологического  познания является общество, но  определить только объект науки  недостаточно. Так, например, общество  являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

 

   Объект познанния -  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

 

Явление безработицы

 

экономисты

 

юристы

 

психологи

 

социологи

 

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, ффизика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

 

Свою особую сторону или  среду объективной реальности

 

Специфические только для  данной науки законы и закономерности этой реальности

 

Особые формы проявления и механизмы действия этих законов  и закономерностей

 

Предмет любой науки - это  не просто некое явление или процесс  объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить  те закономерности ффункционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

 

                   Социология довольно поздно отпочковалась  от  философии во  Франции, политической  экономии в Германии социальной  психологии в США именно по  той причине ,что отождевствлялись объект и предмет социаологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ.

 

Так что же является предметом  социологии ? По Конту, социология - это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

 

Сен - Симон Предмет социология - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

 

Специфика социология как  науки в том, что она изучает  каждое проявление человеческой жизнедеятельности  в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи  с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

 

Сорокин П. - “Социология  изучает явления взаимодействия людей друг с другом . с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой”.

 

Добавляет : “...межддучеловеческие взаимодействия”, т.е дает границы.

 

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса  социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого  комплекса является относительно самостоятельным  субъектом общественной жизни и  находится во взаимодействии с иными  элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления  и развития как  единого целого.

 

Общество-это не сумма  индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

 

Например: В  настоящее  время - люди тоже, что и год, и  два и три назад, а состояние  государства изменилось. Почему ? Произошли изменения отношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

 

Если общество представить  в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:

 

Предмет социологии-социальная сторона жизни общества.

 

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

 

Социальные отношения - это  отношения между группами людей, занимающими разное положение в  обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся  образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

 

Социальные отношения - это  выражение взаимной зависимости  субъектов по - поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими субъектами.

 

Так как связи и отношения  в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда  организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

 

Задачей социологической  науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

 

Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием социального ,социальных связей и отношений и способа их организации.

 

Предмет социологической  науки - социальные закономерности.

 

Социология - наука о законах  становления , функционирования , развития общества в целом , социальных  отношений и социальных общностей , механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также между общностями и личностью (Ядов).

 

Социология в системе  общественных и гуманитарных наук

 

  Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми ?

 

Ответ на этот вопрос зависит  от решения трех предворительных вопросов:

 

 Достаточно ли важен  сам класс явлений, которые  социология изучает

 

представляет ли он явление  sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений

 

Не изучается ли он другими  науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней

 

Попытаемся ответить на эти  вопросы.

 

Практическая и теоретическая  важность социологии.

 

Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в  изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.

 

Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими  науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

 

   Рассмотрим их следующим  образом

 

а) Социология и физико-химические науки

 

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым  физико-химическим и биологическим  процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение  - распадение сил ”

 

Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от  таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение.

 

Такой же вывод можно сделать  и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка  понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

 

Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.

 

Отсюда идут теоремы вроде  следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент   Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.

 

   Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом  случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

 

   Если  преступление  есть утечка энергии, то значит  ли, что всякое рассеяние энергии  есть в то же время и преступление ?

 

   То есть в   данном случае наблюдается не  изучение социального общения  людей, а изучение людей как  обычных физических тел.

 

   Тем  больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

 

б)Социология и биология, в частности, экология.

 

                   Мир человеческих взаимодействий  не изучается такими биологическим  дисциплинами, как морфология, анатомия  и физиология.  имеющими дело не с междучеловеческими процессами,  а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.

 

Иначе состоит дело с экологией  как частью биологии. Экология - наука  изучающая отношение организм а  к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования  ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).

 

и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество)

 

   Как видим, экология  имеет объектом изучения класс  явлений, аналогичный тому. какой  является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )

 

Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если  люди ни чем не отличаются от   а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив,        300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.

 

в)Социология и психология

 

                   1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

 

Она не может распутать  клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.

 

Коллективная или, как  ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий  с объектом социологии: это явления  человеческого взаимодействия, единицами  которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.

 

Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

 

Психология сосредоточена  на внутреннем мире человека, его  восприятии, а со - изучает человека через  призму его социальных связей и взаимоотношений. 

 

г) Социология и специальные  дисциплины, изучающие взаимоотношения  людей.

 

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

 

Так, наука права изучает  специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.

 

Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

 

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей

 

Мораль - определенный вид  человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия

 

Эстетика - изучает явления  взаимодействия, складывающихся на почве  обмена эстетическими реакциями  ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )

 

Короче, социальные науки  изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место.

 

Это объясняется следующим.

 

 со является наукой об обществе, его явлениях и процессах

 

она включает в себя общую  социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как  теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук

 

все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей

 

техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д.  разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими  общественными и гуманитарными  науками. Сложилась целая система  исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )

Информация о работе Объект и предмет социологической науки