Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа
Творческое мышление не сводится просто к логически последовательному мышлению. В процессе решения возникающих в жизни проблем важным оказывается все: и последовательность, и интуиция, и эмоции, и образное видение мира. Эффективная тренировка мышления и способствует совершенствованию этих его сторон. Мышление учит, в частности, умению обобщать, абстрагироваться и сосредоточиваться, раскрывать замысел, выявлять главное и отделять его от второстепенного, усматривать необычное в обыденном.
Основная цель программы – создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, достижение максимального уровня развития способностей ребенка и социальная поддержка.
Программа работы с одаренными детьми в МУ ДОД «ЦДО для детей «Радуга» направлена на:
Творческие способности, безусловно, дар природы и бытует мнение, что если этот дар существует, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно проявится. Однако как доказывают исследования, это далеко не так. Одаренность существует только в постоянном движении, в развитии. Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике или угасает.
Система работы с одаренными детьми в МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" включает в себя следующие мероприятия:
Текущее управление программой осуществляется Координационным советом программы «Одаренные дети», в состав которого входят специалисты Администрации города, управления образования, образовательных учреждений города, учреждений культуры и досуга, учреждения здравоохранения.
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация города.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет увеличить количество одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны администрации города, совершенствовать систему работы с одаренными детьми, в том числе психолого-педагогическое сопровождение и консультирование одаренных детей и их родителей; повысить качество подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми; поддерживать участие одаренных детей в мероприятиях окружного, регионального, российского и международного уровня; создать систему широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.
Таблица 1 «Система по работе с ОД МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга"
Информационно-просветительская деятельность: |
Методическая работа: |
Аналитическая и исследовательская работа |
Организация обучения одаренных детей: |
Практическая работа с одаренными детьми: |
- организация лекций,
семинаров, практикумов для -распространение и обсуждение литературы по теме «Одаренные дети»; -организация практической
работы с педагогами и родителя -организация практической
творческой и научно- -психологическое |
Методическое обеспечение работы с одаренным детьми: -информационное обеспечение
существующих способов диагност -обобщение накопленного педагогического опыта и его распространение; -создание и накопление материала по теме «Одаренные дети»; -осуществление поддержки
проектов и программ
|
-деятельность по отслеживанию одаренных детей (наблюдение, сопоставление) -организация диагностики и тестирования (Диагностика осуществляется следующими способами: психологическая характеристика; опросники; психологические тренинги для выявления «скрытой» одаренности)* -индивидуальная карта развития одаренного ребенка; -личный опыт исследователя. |
-обучение индивидуальное
и в малых группах по -каникулярные сборы, городские лагеря с дневным пребыванием детей, мастер – классы, творческие лаборатории; -система творческих конкурсов, выставок, фестивалей, «Ярмарок проектов»; -участие в научно
– исследовательских конференци |
-проведение психологических тренингов; -проведение -организация разных видов деятельности: коллективной творческой, индивидуальной, творческих конкурсов; -организация досуга
(походы выходного дня, -подготовка и участие в городских мероприятиях. -Участие в мероприятиях в НОУ (учрежденческого уровня ) уровня |
* (В диагностике используются
модифицированные креативные
Набор состоит из 3 частей:
Данные тесты позволяют сопоставить показатели творческого мышления с самооценкой детьми своих личностных черт (качеств), связанных с креативностью, а также экспертной оценкой родителями и педагогами творческих проявлений детей. На основе полученных данных строится структурный профиль одаренного ребенка)
Для отслеживания уровня развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения по дополнительным образовательным программам МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" проводится тестирование детей детских объединений. Результаты тестирования позволяют сделать вывод об успешной реализации «Программы работы с одаренными детьми».
Подводя итог по результатам тестирования, можно сделать вывод о том, что цели и задачи Программы выполняются. Наблюдается положительная динамика развития способностей детей к творчеству. Воспитанники, прошедшие тестирование и имеющие ряд достижений на Международном, Всероссийском и региональном уровнях, заносятся в Банк одаренных детей МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" для детей «Радуга».
Таблица 2 «Банк одаренных детей по годам»
Отделы |
Вид одаренности |
Банк одаренных на 2005-06г |
Банк одаренных на 2006-07г |
Банк одаренных на 2007-08г |
Декоративно-прикладной |
Практическая |
5 |
4 |
15 |
Художественно-исполнительский |
Психо-моторная |
40 |
43 |
101 |
Итого: |
45 |
47 |
116 | |
Педагоги, работающие с одаренными детьми |
6 |
6 |
6 |
На протяжении многих
веков одаренность
Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное).
Основными видами одаренности стало, принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Результаты изучения современного состояния психологических трактовок феномена «одаренность» позволяют в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Основная задача современного образования - создание образовательной среды развивающего, творческого типа. Для одаренных детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают возможность детям реализовать свои способности и внести вклад в развитие города, общества.
Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.