Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:54, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.
Проблема: каковы формы опеки попечительства над несовершеннолетними в условиях российского законодательства.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства
1.1 Сущность понятия опека и попечительство……………………………….7
1.2 Установление опеки попечительства над несовершеннолетними………10
1.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними……….………………………………………………….12
Выводы к главе…………………………………………………………………..16
Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
2.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними……………………………………17
2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32)………………………………………………………………………..…20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………..25
- Разрешение разногласий, возникающих в замещающей семье;
- Освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в случаях ненадлежащего выполнения лежащих на нём обязанностей (в том числе использования опеки в корыстных целях либо оставление подопечного без надзора и присмотра;
- Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства защиты прав несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер;
- Осуществление контроля и
- Работа с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих собственного жилья или закреплённого, по реализации своего права на жильё.
Совместная работа с КДН и ЗП, ОДН ОВД
1. |
Рейды по семьям, находящимися в социально опасном положении. |
по мере необходимости, согласно плана КДН и ЗП |
2. |
Организация работы по своевременному выявлению детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания, проживания. |
ежемесячно |
3. |
Участие в работе районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
1 раз в месяц |
4. |
Участие в районном Совете родительской общественности |
по плану комитета |
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства | ||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Число усыновленных (удочеренных) детей, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства |
2729 |
2778 |
2925 |
3079 |
3236 |
3272 |
Число детей, переданных под опеку и попечительство на безвозмездной основе, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства |
13040 |
13454 |
14051 |
12702 |
11075 |
9030 |
Число детей, переданных под опеку и попечительство на возмездной основе (по договору о приёмной семье), состоящих на учёте в органах опеки и попечительства |
74 |
235 |
907 |
1980 |
3631 |
5562 |
2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32).
Семейный центр создан в рамках решения подпрограммы «Право ребёнка на семью на 2011-2013годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы» при содействии «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Семейный центр является структурным подразделением государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) №32».
Центр создан на основании приказа министерства образования Ставропольского края от 16.05.2011года №351-пр «О реализации грантовых мероприятий «Право ребёнка на семью» в 2011г. и приказа директора детского дома №67 от 20 мая 2011года. В своей деятельности Центр руководствуется международным, федеральным, региональным законодательством в сфере охраны прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а Положением о Семейном центре, локальными актами, приказами, распоряжениями директора детского дома.
Основными целями и задачами деятельности Центра являются:
- реализация приоритетного
права ребенка-сироты или
- восстановление в родительских правах родителей, лишенных родительских прав, возврат воспитанников в биологические семьи, либо определение воспитанников на воспитание в замещенные семьи;
- психолого-педагогическая подготовка детей к помещению в замещающую семью, в том числе через повышение толерантности у воспитанников.
- подготовка кандидатов
в замещающие родители, в том
числе через повышение
- осуществление социально-психолого-
- взаимодействие с
Достигнутые результаты: Разработанный материал информационного характера используется для работы с кандидатами в замещающие родители, а также распространяется при содействии социальных партнёров. Разработанные раздаточные материалы пользуются спросом у кандидатов в замещающие родители, т.к. могут использоваться ими в любое время после прохождения обучения в школе приёмных родителей и содержат ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть в будущем. Информационно-рекламная компании способствует развитию семейных форм устройства, сообщает населению о детях, нуждающихся в устройстве в замещающие семьи.
Подготовка детей к помещению в замещающую семью и самостоятельной жизни:
- Психологом проведены беседы о семье «Семья для каждого ребёнка», «Хочу в семью»;
- разобран материал
Конвенции о правах ребёнка
с воспитанниками старшего
- проведена профилактическая
беседа по правам и
Заключение
Можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.
Деятельность Семейного Центра очень плодотворна. Информация о Семейном центре прозвучала 3 раза в телевизионных СМИ, статьи о центре и воспитанниках опубликованы в 2 газетах, опубликованы статьи в 3 выпусках журнала «Няня КМВ», 2 статьи в журнале «Экспертиза власти». Активное взаимодействие со средствами массовой информации различных форм позволило расширить круг проинформированного населения о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью устройства их в семьи граждан.
Воспитанники информированы о правах и обязанностях несовершеннолетних, и формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством России. Результаты, полученные в ходе обработки данных психологических диагностик, использовались при составлении характеристик детей, оставшихся без попечения родителей, а в дальнейшем для составления банка данных и индивидуальных информационных буклетов о детях. Составлены рекомендации для педагогического коллектива, работающего с каждым конкретным ребенком. Дети стали более раскрепощёнными и уверенными в себе, снизился общий уровень психологического напряжения и тревожности. Благодаря индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, был облегчён процесс их адаптации в новом коллективе, а также устранено напряжение и чувство неполноценности при общении с новыми знакомыми, сверстниками и взрослыми (представителями социальных партнёров), особенно важным это стало для воспитанников – активных участников мероприятий в детском доме и вне его, воспитанники детского дома стали лауреатами многочисленных конкурсов городского и межрегионального уровня, приобрели новых друзей и наставников в различных сферах жизни.
Список литературы:
1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.,в ред. Федерального закона от 21.04.2008 №49-ФЗ
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации, №13, 1999
3. ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Российская газета, №9, 1996
4. Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123) // Собрание законодательства Российской Федерации, №11, 2002
5. Чашин А.Н..Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ / - М.: Дело и Сервис, 2009., С.32
6. Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, №12, 1999
8. Вышкина С.В. Защита прав
несовершеннолетних при
9. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 2007.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998.
11. Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, № 3. 2000.
12. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 2007.
13. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2008.
14. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2004.
15. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 2009.
16. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2005
17. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации 2007 год”. М., 2002.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. 1998.
19. Беспалов Ю. Причинитель вреда – несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 2006.
20. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные вопросы. // Право и власть. 2008, №6.
21. Гражданский кодекс РФ. М., 2000.