Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:49, контрольная работа
Прежде чем приступить к исследованию того или иного предмета, нужно сначала определится в его точным понимании. Понятие общества в течение многих лет остается предметом острых дискуссий среди социологов. Тем не менее, подавляющее число ученых считают, что не следует отказываться от этого, по сути дела, центрального понятия социологии. Противоположной точки зрения придерживаются представители постмодернистской социологии (точнее, социальной философии), заявляющие о том, что, во-первых, любая дефиниция понятия общества обязательно включает определенный политический подтекст, так как «образ мира» и «картина социальной реальности» навязываются людям господствующим в стране политическим режимом.
Введение
1. Объект и предмет социологии
2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1. Объект и предмет социологии
2. Исследовательские подходы к
изучению общества и основные
парадигмы современной социологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прежде чем приступить к исследованию
того или иного предмета, нужно сначала
определится в его точным понимании. Понятие
общества в течение многих лет остается
предметом острых дискуссий среди социологов.
Тем не менее, подавляющее число ученых
считают, что не следует отказываться
от этого, по сути дела, центрального понятия
социологии. Противоположной точки зрения
придерживаются представители постмодернистской
социологии (точнее, социальной философии),
заявляющие о том, что, во-первых, любая
дефиниция понятия общества обязательно
включает определенный политический подтекст,
так как «образ мира» и «картина социальной
реальности» навязываются людям господствующим
в стране политическим режимом. А во-вторых,
по их мнению, понятие общества как некой
интегративной целостности якобы утратило
всякий смысл в силу усиливающейся тенденции
несовпадения интересов индивида и общества,
«расколотости», «фрагментарности», «децентрированности»
последнего и т.д. От подобных взглядов,
популярных среди критически настроенных
обществоведов Запада, наверное, не стоит
отмахиваться и считать их заблуждением.
Они имеют право на существование и дают
определенную пищу для размышлений, в
том числе и нашему российскому читателю,
но все дело в том, что здесь «вместе с
водой выплескивается и ребенок». Отказываясь
от поисков приемлемого определения и
понимания общества, социология автоматически
утрачивает предмет своей науки.
Социологический подход к
определению понятия «общество»
отличается строгостью и систематичностью,
предполагает особую аргументацию, в
основе которой лежит определенное
теоретическое видение
1. Объект и предмет социологии
Объектом социологической познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого
«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс
социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
. как научное изучение
общества и общественных
США);
. как наука, изучающая
практически все социальные
(Энтони Гидденс, США);
. как изучение явлений
взаимодействия людей и
. как наука о социальных
общностях, механизмах их
функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии
отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
Структура и функции социологии
Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.
В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.
Наиболее тесная
связь у социологии с
обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда -
социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.
Структура социологии.
В современной социологии
Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех
основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса
социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая,
академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в
фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию.
Первая изучает
В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития,
прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и
микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология может и должна играть в обществе роль социального
контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и
общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.
Социология непосредственно
связана с производством
Социология прокладывает
мосты между личными и
Социология выполняет
в обществе множество
теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных
группах, об индивидах и закономерностях их поведения;
прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;
социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в
развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;
гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
2.Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии
Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества - позитивизме и гуманитаризме.
Позитивизм возник и стал господствовать в социологии Х1Х века в
противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.
Позитивизм ХХ века - это неопозитивизм. Его исходные принципы
значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм ( свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).
На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились,
функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое и логическое (только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.