Опрос и его виды в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Опрос – психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. социология.docx

— 43.47 Кб (Скачать файл)

1.Опрос и его  виды в социологическом исследовании.

Опрос – психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. 

Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

 Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие, в них отсутствуют жесткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондента на вопросы.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно- экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

Виды опросов:

·       Анкетирование;

·       Личностные тесты;

·       Метод лестницы.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы. 
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. 
            Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

·       Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

·       Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

  Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает телефонный опрос. Он является методом количественных маркетинговых исследований, при котором получение новой информации осуществляется во время опроса респондента по телефону. Используемые респондентом вопросы разрабатываются заранее. В телефонном опросе принимают участие заранее отобранная или случайная выборка респондентов. Телефонные опросы активно используются для исследования общественного мнения, выяснения предпочтений населений в товарах той или иной группы или конкретной марки товаров, оценки эффективности проведенной кампании и т.д.

Преимущества телефонного опроса:

·       Получение информации от большого количества респондентов при минимальных временных затратах;

·       Быстрота и удобство в обработке полученной информации;

·       Относительно невысокий уровень материальных затрат.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.

 Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциям.

 Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая— вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

 Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;

• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента. 
           Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.

 

2. Социальный контроль.

Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (нравственный, государственный контроль и др.), в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — это любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций:

• Формальные:

— негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

• Неформальные:

— негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

— позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

 

 

 

Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.).

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля:

1) Изоляция – это установление  непроходимых перегородок между  девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2) Обособление – это  ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

3) Реабилитация – это  процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Таким образом, социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе. Он направлен на позитивное развитие.

 

3. Типология обществ.

Социальные изменения, типовые для всех стран и народов, независимо от того, в какое именно историческое время эти изменения совершаются образуют типологию обществ. Любая типология предусматривает выбор системообразующих признаков. Сравнительный анализ специфических характеристик различных уровней развития человеческих обществ можно провести, основываясь на основных определяющих параметрах.

Характер общественного устройства: тип социальной организации общества в целом, который был бы наиболее адекватным, а потому наиболее часто встречающимся (типовым) для данного уровня развития.

Информация о работе Опрос и его виды в социологическом исследовании