Опрос как метод сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т. д. и т. п. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов — люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью опроса.

Вложенные файлы: 1 файл

опрос как метод сбора социологической информации.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

 Любой вопрос начинается  с фазы адаптации, в процессе  которой реализуются две важные  цели: создание у респондента  мотивации ответить на вопросы  и подготовка его к исследованию. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Для того чтобы респондент смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросника, т.е. о чем его будут спрашивать, цель опроса, а в случае анкеты — и правила заполнения вопросника и постепенно, задавая вопросы, подвести его к теме исследования.

Создание у опрашиваемых мотивации к участию в исследовании — более сложная задача. У каждого человека свои интересы, ценности, потребности. Необходимо заинтересовать респондентов в исследовании, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл. Решение этой задачи зависит от соответствия цели исследования жизненным потребностям опрашиваемых.

Дальнейшее повышение  заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процесса ответов на первые вопросы. Для этого используются так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении. По возможности они должны быть близки к теме опроса и постепенно вводить респондента в изучаемую проблематику.

Основное содержание следующей  фазы опроса — достижение поставленной цели, т. е. сбор основной информации, необходимой  для решения поставленных задач. В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.

Завершение опроса. Закончить  опрос иногда бывает труднее, чем  его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.


Информация о работе Опрос как метод сбора социологической информации