Опыт и задачи изучения и разрешения организационных конфликтов руководителями социальных служб Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В житейском толковании под конфликтом мы обычно понимаем раздор, ссору, драку, военное столкновение и однозначно считаем, что конфликтов надо избегать и что их нельзя допускать, так как обе стороны в конфликте заведомо проиграют. Однако такое толкование конфликта неверно в принципе. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение
Теоретические основы конфликта…………………………………….5
1.Конфликт и его сущность……………………………………………5
2.Объект и предмет конфликта………………………………………..6
3.Структура конфликта…………………………………………………7
4.Классификация конфликтов………………………………………....8
5. Процесс конфликта…………………………………………………12
6. Последствия конфликта…………………………………………….18
7.Конфликт в организации……………………………………………20
Анализ конфликта в «Территориальном центре социальной помощи семье и детям Октябрьского района»………………………………39
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат конфликтология.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский  государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

Кафедра: «Теоретической и прикладной социологии».

 

Реферат по дисциплине: «Конфликтологические аспекты руководящей работы в службах социальной защиты населения».

 

Тема: «Опыт и задачи изучения и разрешения организационных конфликтов руководителями социальных служб Алтайского края».

 

 

 

Выполнила: студентка группы СР-91, Березенцева М. 
Проверила:  Золотова Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

Введение

    1. Теоретические основы конфликта…………………………………….5 
      1.Конфликт и его сущность……………………………………………5 
      2.Объект и предмет конфликта………………………………………..6 
      3.Структура конфликта…………………………………………………7 
      4.Классификация конфликтов………………………………………....8 
      5. Процесс конфликта…………………………………………………12 
      6. Последствия конфликта…………………………………………….18

7.Конфликт в организации……………………………………………20

    1. Анализ конфликта в «Территориальном центре социальной помощи семье и детям Октябрьского района»………………………………39

Заключение

Список литературы

 

Введение

Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и  в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что  изучение конфликтов  - тема, которая  привлекает внимание многих ученых. В  житейском толковании под конфликтом мы обычно понимаем раздор, ссору, драку, военное столкновение и однозначно считаем, что конфликтов надо избегать и что их нельзя допускать, так  как обе стороны в конфликте  заведомо проиграют. Однако такое толкование конфликта неверно в принципе. В конфликте, как и в любом  процессе, есть положительные и отрицательные  стороны.  
Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне  отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие её внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.  
Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. 
Особо проблема конфликтности касается учреждений социальной сферы, особенно тех, чей контингент отличается склонностью к активному девиантному поведению.

Эта тема была выбрана мною для того, чтобы я как будущий  специалист могу столкнуться с данной проблемой в процессе своей будущей работы. В силу этого, более углубленное изучение данной проблемы поможет мне научиться бороться и предотвращать проблемы, связанные с конфликтными ситуациями.

Я считаю, что это одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего времени. Исходя из всего вышесказанного, целью представленной работы является необходимость охарактеризовать с социологических позиций содержание управленческого конфликта на примере конфликтов, возникающих в процессе деятельности «Территориального  центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района».

Данная цель включает в  себя решение следующих задач.

  1. Охарактеризовать сущность конфликта.
  2. Выделить основные подходы к классификации конфликтных ситуаций.
  3. Описать деятельность «Территориального  центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района».

Предметом моей работы является изучение разрешения организационных  конфликтов руководителями «Территориального  центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района».

Объектом является «Территориальный  центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района».

 

I. Теоретические основы конфликта.

1.Конфликт  и его сущность.

Наиболее широкое распространение  получили два подхода в понимании  конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При  таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается  в понимании конфликта как  столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. Круг участников конфликта  ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта  являются наличие у субъектов  социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Если субъекты конфликта  противодействуют, но не переживают при  этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. [1, с. 9]

Характерными чертами  конфликта являются: неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта  заранее не знает решений, которые  принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие  интересы различных сторон, так и  многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон.

В конфликтной ситуации происходит столкновение интересов нескольких сторон, преследующих различные цели и имеющих для их достижения некоторый  набор альтернатив, каждая из которых  приводит к одному (или одному из нескольких) возможному исходу. Результат  любого поступка одной стороны зависит  от выбранного образа действий других сторон.

Таким образом, понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой  содержания и употребляется в  разнообразных значениях. Самым  общим образом конфликт определяют как «предельное обострение противоречий».[10, с. 52]

2. Объект  и предмет конфликта.

Одним из непременных элементов  конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:

  • Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
  • Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
  • Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя  свои реальные или мнимые цели, могут  скрывать, маскировать, подменять искомые  мотивы, побудившие их к противоборству.

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной  из сторон и существенно усложнить  положение другой. Трудности в  нахождении действительного объекта  конфликта возникают в сложных  конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются  другими. Иногда и сам субъект  конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.[5, c. 32]

Выявление основного объекта  - непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, то во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.

Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако что-то есть в его структуре основное, что позволяет в быту или в журналистских репортажах безошибочно идентифицировать именно этот конфликт или отнести его к определенной категории. Упорядочивая множество понятий, связанных с конфликтом, обычно выделяют два из них, которые дают возможность более четко определить существо и направленность любого конфликта: это предмет конфликта и его объект.[6, c.34]

Под предметом конфликта  мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между  сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это  и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это  и есть то, что называют предметом  дискуссии).

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения  его предмета, и сделать это  часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь  запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. В  конфликтах напластование проблем  может сделать сам предмет  конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». К таким примерам относятся длящиеся семейные неурядицы или межнациональные конфликты.[3, с. 36]

  1. Структура конфликта.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА (от лат. structure – строение, расположение, порядок) – строение и внутренняя форма организации конфликта, выступающая как совокупность элементов его составляющих, обеспечивающих целостность конфликта как системы, его отличие от др. социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. С. к. характеризует статическую составляющую конфликта и его свойства как объекта. С. к. отличается от его функций, характеризующих динамическую составляющую конфликта и его свойства как процесса. С. к. включает две основные подсистемы: объективную (материальную) и субъективную (идеальную или психологическую). Объективная С. к. включает следующие основные элементы: первая противоборствующая сторона, вторая противоборствующая сторона, группа поддержки первой стороны, группа поддержки второй стороны, др. участники конфликта, объект конфликта, его предмет, др. элементы. Субъективная подструктура конфликта представляет собой систему неполных и неточных моделей всех объективных элементов С. к., имеющихся в психиках участников конфликта. Это в первую очередь, образы себя, оппонента, объекта и предмета конфликта, вещественной и социальной среды, в которой развивается конкретный конфликт. К элементам субъективной С. к. относятся также мотивы поведения участников конфликта, преследуемые ими цели, потребности, ценности, их нравственные и профессиональные качества, психологическая устойчивость, культура и др. индивидуально-психологические характеристики. С т. зр. уровней С. к. субъективная подструктура, строго говоря, является главным элементом, характеризующим структуру каждого участника конфликта. Др. словами, она имеет подчиненный характер по отношению к объективной С. к. С т. зр. генезиса структурных элементов конфликта правомерно выделение объективной и субъективной подструктур как равнозначных. Более того, субъективная подструктура конфликта играет решающую роль в возникновении, развитии и завершении борьбы, т. е. она в большей степени определяет динамику и эволюцию конфликта по сравнению с объективной подструктурой. Оценка и регулирование конфликта также в большей степени связаны с изучением и воздействием на субъективные элементы конфликтной ситуации. В процессе развития конфликта С. к. может изменяться. С. к. является объектом системно-структурного анализа конфликта.[2, с.46]

4.Классификация конфликтов.

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, парциальные, касающиеся ее отдельной части; за-рождающиеся, зрелые и угасающие; слепые и рациональные; мирные и немирные; кратковременные и затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению. Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, на-пример, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (то есть социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образу-ют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.[9, c. 38]

По своему внутреннему  содержанию социальные конфликты делятся  на рациональные и эмоциональные.

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распре-делению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Информация о работе Опыт и задачи изучения и разрешения организационных конфликтов руководителями социальных служб Алтайского края