Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:10, курсовая работа
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
1.1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…………......6
1.2 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
2.1ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…………………………………………………………………………….19
2.2СТРУКТУРА ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ, ИХ РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ……………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии.
Курсовая работа
по дисциплине
«Организация, управления и администрирования в социальной работе»
на тему:
Выполнил:
Студент 3 курса
Группы СРБ-Д-БАК
Лавров С.Г
Научный руководитель:
Закардонская Ю.И.
Электросталь 2013
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Глава
2. Организационно-
2.1 Основные направления
и методы пропаганды здорового образа
жизни…………………………………………………………………
2.2 Структура центров медицинской профилактики, их роль в пропаганде здорового образа жизни……………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей.
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации.
В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Актуальность данного исследования заключается в том, что формирование здорового образа жизни у подростков является стратегической задачей государства. От нашего подрастающего поколения зависит будущее нашей страны, а именно это и рабочая сила как экономический фактор, повышение демографии как социальный фактор и стратегическая сила государства на международной арене как политический фактор.
Цель данного исследования – изучить основные методики в социальной работе, направленные на формирование здорового образа жизни у подростков.
Объектом данного исследования являются подростки.
Предмет исследования – организационно-
Задачи:
Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Наиболее полно и всесторонне теоретико-методологические основы социальной работы, по формированию здорового образа жизни у подростков, нашли свое отражение в трудах Жилова Ю.Д и Куценко Г.И « Основы медико-биологических знаний» , Вайнера Э.Н. « Валеология» .
Методическую базу в своих трудах осветила Суравегина И.Т. « Здоровый образ жизни ВЫБЕРИ САМ». Белова Н.И в своей работе « Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи» показала противоречия формирования сознания и установок на здоровый образ жизни у учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
1.1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие очень велико. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. В основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения. Отклонения социальных программ от этой конечной цели часто приводят к их ущербности.1
Многочисленные теоретические исследования (Рене Дюбо и др.) давно уже доказали, что в состоянии здоровья человека большое роль играют социально-экономические факторы. Другими факторами, обуславливающими состояние здоровья или болезни и называемые «факторы образа жизни», являются питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие физических упражнений.2
Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной, во все периоды жизни человека - от рождения до смерти. Данная проблема освящалась такими авторами как В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, В.А. Фролов и другими.
Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук - биологии, медицины, социологии, психологии, философии и др. (правда, фактически медицина является наукой о болезнях). Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Известно, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека в очень большой степени зависит от его образа жизни и социальных факторов.3
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.4
Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное питание,
- рациональный режим дня,
- психофизиологическую регуляцию,
- психосексуальную и половую культуру,
- тренировку иммунитета и закаливание,
- отсутствие вредных привычек,
- валеологическое образование.
Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. По мнению специалистов, эффективность ЗОЖ для каждого конкретного человека определяется по ряду биосоциальных критериев, в том числе:
- оценка морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
- оценка состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
- оценка адаптации к социально-экономическим условиям (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее физиологической стоимости и психофизиологических особенностей): активности исполнения семейно-бытовых обязанностей, широты и проявления социальных и личностных интересов;
- оценка уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на ЗОЖ (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических навыков по поддержанию и укреплению здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.5
Культура здоровья – это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.
Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.
Однако за осознанием важности и необходимости здорового образа жизни далеко не всегда следуют какие-либо конкретные действия. К сожалению, принципы ЗОЖ сегодня еще очень редко становятся руководством в поведении большинства людей. Одна из причин этого – широкая распространенность берущей начало еще с советских времен практика неумелой и неумной, навязываемой из вне и не привязанной к личностным установкам человека «лобовой» пропаганды, которая, к сожалению, не редкость еще и сегодня.
Другая причина - сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные предыдущими поколениями, которые также мешают переходу людей к принципам здорового образа в своей повседневной жизни.
К определению здоровья подходили с разных точек зрения:
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:
1) биологический
- изначальное здоровье
2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3) личностный, психологический
- здоровье есть не отсутствие
болезни, а скорее отрицание ее,
в смысле преодоления. Здоровье
в этом случае выступает не
только как состояние
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации” 7
Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком.8
По словам О. С. Васильевой, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них.
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям).
И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи9.