Организационные формы работы с молодежью в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.Объекты государственной молодежной политики:

- граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Глава.Организация социальной работы с молодежью.docx

— 29.06 Кб (Скачать файл)

      Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью.

      §1. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью 

      В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения  прописаны в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.Объекты государственной молодежной политики:

      - граждане Российской Федерации,  включая лиц с двойным гражданством  от 14 до 30 лет во время пребывания  их на территории Российской  Федерации, если это влечет  обязанности федеральных государственных  органов;

      - молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака,  в случае рождения детей - без  ограничения периода брака), при  условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

                - молодежные объединения.

      Субъекты  государственной молодежной политики:

      - государственные органы и должностные  лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный  комитет по молодежной политике  был упразднен, его функции  были переданы Министерству образования  РФ);

      - молодежные объединения и ассоциации;

      - молодые граждане.

      Принципы  государственной молодежной политики:

      - сочетание государственных, общественных  интересов и прав личности  в

      реализации  государственной молодежной политики;

      - привлечение молодых граждан  к участию в формировании политики  и программ для молодежи;

      - обеспечение правовой и социальной  защиты молодых граждан;

      - предоставление молодому гражданину  гарантирование государством минимума  социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому  развитию, охране здоровья, трудоустройству;

      - приоритет общественных инициатив  по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий и программ, касающихся  молодежи.

      Направления:

      - обеспечение соблюдения прав  молодежи;

      - обеспечение гарантий в сфере  занятости;

      - содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

      - государственная поддержка молодой  семьи;

      - гарантии предоставления социальных  услуг;

      - поддержка талантливой молодежи;

      - формирование условий для физического  и духовного развития молодежи;

      - поддержка деятельности молодежных  и детских объединений;

      - содействие международным молодежным  обменам.

      Меры  реализации:

      - принятие специального законодательства  и иных правовых актов, решений  местных органов власти и управления;

      - внесение изменений и дополнений  в законодательство и иные  акты;

      - разработка и выполнение государственной  молодежной политики комплексного  и целевого характера;

      - создание Российского фонда Федеральных  молодежных программ для организации  и финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных  фондов;

      - выделение в федеральном и  местном бюджетах отдельных ассигнований  на финансирование мероприятий  в области молодежной политики;

      - создание государственных органов  по делам молодежи и социальных  служб различного профиля.[1]

      В 1994году была принята Федеральная  программа «Молодежь России». Для  создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных  средств на развитие приоритетных направлений  молодежной политики.[2]

      В 1998году принимается новая Федеральная  программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.»  Основная ее часть заключалась в  формировании и укреплении правовых, экономических и организационных  условий для гражданского становления  и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы  долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях  получения образования, поддержки  деловой активности, строительства  жилья, домашнего хозяйства. Так  же формирование системы органов  для временной и вторичной  занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного  воспитания, гражданского и патриотического  становления молодежи. [3]

      В 2000 году утверждена целевая программа  «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для  воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.

      Задачи, поставленные этой программой:

      1. создание условий для патриотического  и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого  физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных  объединений;

      2. формирование у молодежи активной  жизненной позиции, готовности  к участию в общественно-политической  жизни страны;

      3. выполнение программ социальной  адаптации и повышения конкурентоспособности  на рынке труда;

      4. профилактика безнадзорности, подростковой  преступности, наркомании и алкоголизма;

      5. улучшение демографической ситуации  в обществе, укрепление института  молодой семьи, содействие в  решении жилищных проблем;

      6. развитие и поддержка федеральной  и региональной систем информационного  обеспечения молодежи.

      Система социальной защиты молодежи в субъектах  РФ имеет утвержденную структуру  с обязательным минимумом для  города, района:

      1. комплексный центр социального  обслуживания (отделения: социальной  помощи на дому, дневного, временного  пребывания, срочной соц. помощи);

      2. центр социальной помощи семье  и детям;

      3. социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних;

      4. социальная гостиница;

      5. социальный приют для детей  и подростков.[4]

      По  содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-

      трудовой, медико-социальной. [5]

      Социальные  проблемы и потребности молодежи

      Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом  при формировании системы их социального  обслуживания. Согласно исследованиям  молодежь нуждается, прежде всего, в  бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия, центре помощи молодой  семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, бирже труда.

      Одной из главных проблем молодых рабочих  является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа.

      Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей  конфликтностью современного бытия, отсутствием  зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. [6]

      Таким образом, государственная молодёжная политика разнопланова и не сводится к одному или нескольким направлениям работы разного рода специалистов с  такой специфической категорией как молодёжь, а предусматривает  воспитательную, образовательную, социальную работу с молодыми людьми. Работа с  молодёжью ведется на государственном, негосударственном уровнях через  специальные учреждения для молодёжи, различные ассоциации, союзы и  другие объединения подростков и  молодёжи.

      Государственно-правовые основы молодежной политики в России регламентируют деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, образовательных, социальных и других учреждений, государственных  и негосударственных общественных организаций и множества различных  структур, в задачи и функции профессиональной деятельности которых входит работа с молодежью. Существующее (ныне действующее) в Российской Федерации законодательство, так или иначе затрагивающее  молодежь, охватывает самые разнообразные  сферы, в которых реализовывают  себя молодые люди и задача государства, в том числе и законодательными основами способствовать всестороннему развитию молодежи государства - будущего страны. 

      § 2. Организационные основы социальной работы с молодежью 

      При организации социальной работы с  молодежью на различных уровнях  важно активно использовать накопленный  опыт социальной помощи различным группам  населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.

      Для возникновения разных видов и  форм социальной работы существуют различные  основания. Одним из таких оснований  выступают сферы социальной практики  (в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.)  Другим из таких оснований являются социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д. Третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

      То  же относится к условиям - для  каждого вида социальной работы с  молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические  и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле.

      Так, в это понятие входят и социальные службы, которые выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

      Деятельность  социальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. В настоящее время существует ряд служб, в структуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям. На основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

      Социальная  служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.

      Социальный  работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:

      - источники, объемы и принципы  финансирования социальных проектов, направленных на социальную поддержку  и помощь различным группам  населения, в том числе молодежи  в регионе;

      - критерии определения социального  положения различных групп населения,  в том числе молодежи, нуждающихся  в разных формах социальной  помощи;

      - существующие системы учреждений  социальной работы, а также технологии  оказания социальной помощи, реализуемой  в различных типах социальных  служб;

      - полномочия: федеральных, региональных  и местных органов социальной  защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и негосударственных  структур, включенных в процесс  социальной защиты населения,  механизм их взаимодействия;

Информация о работе Организационные формы работы с молодежью в регионе