Организация работы органов социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 06:29, реферат

Краткое описание

Принимая неблагополучную семью в качестве объекта социальной работы и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития. Генеративная функция неблагополучной семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по семьям.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

На начало 1998 г. действовало 115 центров  социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми.12

Наиболее целенаправленно сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается  в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

В Республике Тыва действует 15 центров  социальной помощи семье и детям, из них 2 центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба "Телефон доверия". Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

В Юго-Восточном административном округе (ЮВАО) г. Москвы из фонда правительства Москвы ежемесячно осуществляются выплаты многодетным семьям (на детей до 3 лет и имеющим 3 и более детей), студенческим семьям.13

Основные направления реализации семейной политики в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

внесение в качестве законодательной  инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и осуществление  краевых программ комплексного и  целевого характера по отдельным  направлениям семейной политики;

формирование системы территориальных  органов социальной защиты, а также  специальных служб различного профиля  и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного  пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

 

3.3 Социальное обслуживание (СО) семьи

 

СО семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг  для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды СО: - социальный патронаж детей  и семей, которые нуждаются в  постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской  и иной помощи;

СО в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

организация дневного пребывания в  учреждениях СО с предоставлением  социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

консультативная помощь гражданам  и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.

 

3.4 Социальная помощь в виде  социальных пособий14

 

Социальная помощь - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

 

3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством

Конституция РФ предусматривает, что  в РФ обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства (п.2. ст.7). В ней также  указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой  государства (п.1. ст.38).15

Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в  том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.

Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства содержится в праве  социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой социальной помощи, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

Единая система государственных  пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и  воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную  материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей"16 (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации"17 предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

 

3.4.2 Пособие по беременности  и родам, пособие женщинам, вставшим  на учет в ранние сроки беременности

 

Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:

подлежат государственному социальному  страхованию, т.е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);

обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;

проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел  и некоторую иную службу;

принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает  условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Выполняет ли сегодня семья эти  и подобные ресоциализирующие функции в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены  семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей".

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ".

 

2. ЛИТЕРАТУРА

Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

Глэддинг С. Г52 Психологическое  консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

Информация о работе Организация работы органов социальной защиты населения