Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Государственный фонд занятости населения является внебюджетным фондом, средства которого принадлежат государству, находятся в оперативном управлении и распоряжении федеральной службы занятости населения и подведомственных ей территориальных органов в субъектах РФ, городах и регионах. В отличие от других государственных внебюджетных фондов он не носит статуса юридического лица.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный Фонд занятости населения РФ……………………………5
2. Средства Фонда занятости……………………………………………………..8
3. Система страхования от безработицы……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список источников и литературы………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат занятость.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Средства фонда занятости, централизуемые на восполнение дефицита бюджета фонда занятости в субъектах РФ, расходуются по следующим направлениям: 
- текущие выплаты по безработице, включая погашения по задолженностям;

- финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по оказанию населению услуг по поиску работы, консультированию, предоставлению информации, содействию в трудоустройстве, обучению и т. д.;

- возмещение  расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработным;

- выплата стипендий гражданам при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости; 
- финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах.

Фонд занятости в субъектах РФ, городах и районах формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, ассигнований из бюджетов субъектов РФ, городских и районных бюджетов соответственно, доходов от коммерческого использования временно свободных средств фонда, пожертвований юридических и физических лиц и других источников.

Размеры отчислений в федеральную часть фонда из фондов, формируемых в субъектах РФ, устанавливаются Федеральным Собранием по представлению данных Правительством РФ.

Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в вышестоящие фонды занятости устанавливаются законодательными актами представительных органов власти субъектов РФ по представлению соответствующих расчетов исполнительными органами власти субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи органам федеральной государственной службы занятости осуществляется в виде целевых дотаций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фонда, гарантированных законодательством о занятости населения.

Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых отчислений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечислению на федеральный уровень в рамках установленного норматива отчислений.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет:

  • отчислений сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов РФ;
  • возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне;
  • других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Средства фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: 1) восполнение дефицита бюджета фонда занятости в  субъектах РФ — не менее 80%; 2) образование  резерва — до 20%.

Средства фонда, централизуемые на федеральном уровне и предназначенные для восполнения дефицита бюджета Фонда занятости в субъектах РФ, расходуются на финансовое обеспечение гарантированных законодательством о занятости населения мер по следующим направлениям:

1) текущие выплаты  пособий по безработице, включая  погашение задолженности;

2) финансирование деятельности  органов федеральной государственной  службы занятости по обеспечению  предусмотренных законодательством  о занятости населения услуг,  связанных с поиском подходящей  работы, консультированием, предоставлением информации о выборе сферы деятельности, содействием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременностью получения социальных выплат;

3) возмещение расходов  Пенсионного фонда РФ, связанных  с оплатой досрочных пенсий  безработных;

4) выплаты стипендий при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости;

5) финансирование доплат  к заработку безработных граждан  в период их участия в общественных  работах.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей и направляются на финансирование федеральных и межрегиональных программ содействия занятости населения, а также на поддержку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

Министерству труда  и социального развития РФ предоставлено  право безакцептного списания средств, подлежащих перечислению в федеральную  часть, со счетов территориальных органов  Федеральной государственной службы занятости населения.

Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками страховых взносов.

Ставка взносов в  фонд составляет 1,5%. Страховые взносы в Государственный фонд занятости  населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:

1) выходное пособие  при увольнении;

2) денежная компенсация  за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

3) суммы, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  в возмещение вреда, причиненного  работникам увечьем, профессиональным  заболеванием;

4) суммы, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) материальная помощь, оказываемая  в связи с чрезвычайными обстоятельствами  в целях, возмещения ущерба, причиненного  здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;

6) стоимость бесплатно  предоставляемых отдельным категориям  работников в соответствии с  законодательством жилья, коммунальных  услуг, топлива или соответствующее  денежное возмещение;

7) стоимость проезда  работников к месту использования  отпуска и обратно, оплачиваемая организацией в соответствии с законодательством;

8) все виды выплат, производимые за счет средств  Фонда социального страхования  и Государственного фонда занятости:  государственные пособия гражданам,  имеющим детей, пособия по временной  нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и др.;

9) на суммы денежной  компенсации взамен продовольственного  пайка;

10) на стоимость выдаваемой  работникам налоговых органов  форменной одежды.

Деление средств фонда  на централизованную и территориальную  составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регионах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств недостаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и нецелевому использованию. В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система страхования от безработицы

 

В рыночной экономике  защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т. е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства. 

Процесс становления  и развития системы защиты от безработицы  занял в развитых странах не одно десятилетие. Его основные этапы  достаточно подробно отражены в международных  правовых документах Международной  организации труда, принятых на протяжении последнего столетия и обобщающих практику формирования данной системы в различных странах за относительно продолжительный промежуток времени. Ключевой составляющей всех существующих систем, вне зависимости от их национальных особенностей, является страхование от безработицы. 

Несмотря на то, что опыт построения таких систем разнообразен и их основные параметры  различаются в зависимости от уровня экономического развития страны и целей проводимой государственной  политики занятости, они решают аналогичные задачи — недопущение резкого падения уровня жизни граждан, потерявших работу, поддержание уровня жизни безработных на социально приемлемом уровне, позволяющем им сосредоточиться на активном поиске работы. Основными параметрами, отличающими системы страхования на случай безработицы в различных странах, являются условия предоставления права на пособие по безработице, размер пособия и продолжительность его выплаты. 

Российская  система защиты от безработицы формировалась  под влиянием двух базовых моделей — либеральной и социальной, различаемых в зависимости от места социальной политики в системе государственных приоритетов, степени воздействия государства на рынок труда, соотношения экономических и социальных механизмов защиты от безработицы. Первая из них, характерная для североамериканских стран и частично — Великобритании, ориентирована на минимизацию экономических и финансовых потерь общества (государства, предприятий, налогоплательщиков), выбор активных и пассивных программ жестко увязан с их экономической отдачей, и система материальной поддержки безработных строится исключительно на основе страховых принципов. Этой модели соответствуют динамичный рынок труда с высокими темпами создания и ликвидации рабочих мест, развитая профессиональная и территориальная мобильность населения, высокий уровень средней заработной платы и сравнительно слабая законодательная защита занятости. 

Вторая модель, характерная для большинства  стран Западной Европы, акцентирует  внимание на социальных издержках безработицы, отличается высоким уровнем государственных затрат на социальную поддержку безработных и направлена на плавную адаптацию населения к переменам, происходящим на рынке труда. Материальная поддержка безработных осуществляется на основе тесного взаимодействия двух систем — страхования от безработицы и системы социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты безработный становится объектом системы социального вспомоществования (welfare system), но также может получать материальную помощь через систему службы занятости (социальное пособие по безработице). Европейские страны отличает широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60 до 80 процентов), в то время как в странах, придерживающихся либеральной модели, уровень охвата занятых обязательным страхованием вдвое ниже и распространяется оно в основном на работников с относительно низкой заработной платой. Предполагается, что высокооплачиваемые работники сами добровольно страхуются от возможного риска безработицы. 

Страховая система  помощи безработным исходит из того, что ограниченность сроков выплаты  пособия стимулирует безработных  к активному поиску работы. В большинстве  развитых стран пособие исчисляется  на основе заработка и выплачивается  в течение установленного срока лицам, внесшим определенный вклад в фонд страхования по безработице. Пособие по безработице составляет значительную долю заработка, а ограниченность срока выплат не позволяет затягивать время поиска работы. Если безработица принимает затяжной характер, возникает опасность, что безработные, потерявшие право на пособие, до нахождения новой работы окажутся без средств к существованию. В этом случае государственная система социальной защиты предполагает перевод получателя пособия по безработице в сферу ответственности системы социального вспомоществования. В практике многих стран система материальной поддержки безработных тесно увязана с системой социального вспомоществования, но при этом каждая из систем самостоятельна как по своему предназначению, так и по источникам финансового обеспечения.

Разграничение систем материальной поддержки безработных  и социального вспомоществования  имеет принципиальное значение при  разработке концепции национальной системы поддержки безработных  в России. Целостная система вспомоществования в стране пока не создана (ведутся активные дискуссии о принципах ее организации, в частности по проблемам адресной социальной помощи), а система материальной помощи безработным представляет собой конгломерат страховой системы, системы вспомоществования и адресной социальной помощи. 

С точки зрения государства, материальная помощь безработным  эффективна, если она оптимальна по продолжительности и достаточна для удовлетворения основных жизненных  потребностей трудоспособного населения (как минимум — для простого воспроизводства рабочей силы) на период поиска работы. Критериями эффективности может служить набор таких показателей, как размер выплачиваемого пособия по безработице, средняя продолжительность выплаты пособия, средняя продолжительность поиска работы, средняя продолжительность безработицы. Если, например, увеличение размера выплат сопровождается сокращением периода безработицы, то можно говорить об эффективности системы. Если же, напротив, размер выплат сокращается, а период безработицы возрастает, то невозможно однозначно утверждать, что система работает успешно, и необходимы дополнительные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда.  

Выбранная Россией модель получила отражение в принятом в  июле 1991 года Законе о занятости населения в Российской Федерации. В нем предусматривалось сосуществование двух систем материальной поддержки безработных (страховой и социального вспомоществования), которыми охватывались практически все безработные.

Информация о работе Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости