Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:11, реферат
Государственный фонд занятости населения является внебюджетным фондом, средства которого принадлежат государству, находятся в оперативном управлении и распоряжении федеральной службы занятости населения и подведомственных ей территориальных органов в субъектах РФ, городах и регионах. В отличие от других государственных внебюджетных фондов он не носит статуса юридического лица.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный Фонд занятости населения РФ……………………………5
2. Средства Фонда занятости……………………………………………………..8
3. Система страхования от безработицы……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список источников и литературы………………………………………………23
Основной принцип действующей системы — двойственность критериев предоставления пособия по безработице. Один из них исходит из страховых принципов, поскольку: а) размер пособия увязывается с заработком на последнем месте работы; б) продолжительность его получения законодательно ограничена; в) правом на страховое пособие обладают не все безработные. В основе второго подхода лежат принципы социального вспомоществования, поскольку: а) размер пособия установлен на едином уровне для всех безработных; б) размер пособия увязан с государственными минимальными социальными гарантиями (минимальной заработной платой — до 1999 года, а затем — с прожиточным минимумом); в) правом на социальное пособие по безработице потенциально обладают все без исключения безработные. Кроме того, система социального вспомоществования, заложенная в Законе о занятости, предусматривает адресную материальную поддержку членов семьи безработного, находящихся на его содержании. В соответствии со ст. 36 Закона, к ним относятся лица, не достигшие 18 лет, учащиеся до 24 лет, не имеющие самостоятельного источника дохода, проживающие на средства безработного и состоящие с ним в родстве.
Несмотря на то, что по формальным критериям правом на пособие по безработице (страховым или социальным) может обладать любой безработный, обратившийся в службу занятости и получивший статус безработного, уровень охвата системой выплат пособий в России значительно ниже по сравнению с развитыми странами и странами с переходной экономикой.
Сочетание страхового и социального подходов к материальной поддержке безработных широко распространено в мировой практике. В социальной модели наряду со страхованием от безработицы имеются развитые системы социального вспомоществования. Функции этих систем различны, что диктует необходимость их независимости друг от друга и обусловливает формирование разных механизмов финансирования. В страховой системе ведущую роль играют воспроизводственная и стимулирующая функции пособия, в то время как в альтернативной ей системе вспомоществования на первый план выходит его социальная функция. Первая стремится обеспечить дифференцированный подход к воспроизводству рабочей силы различного качества, а главная задача второй — гарантировать минимально приемлемый уровень жизни безработного и его семьи. Соответственно, в страховой системе размер и продолжительность выплаты пособия определяются предшествующим заработком, в социальной — наличием или отсутствием иждивенцев, доходом семьи и, не в последнюю очередь, финансовыми возможностями государства. Как свидетельствует международный опыт, преимущественно социальный подход, основанный на принципе адресной помощи, сопряжен с существенными экономическими издержками. Во-первых, оказание социальной помощи на достаточно высоком уровне предполагает значительные финансовые затраты, бремя которых весьма ощутимо даже для богатых стран и может оказаться неподъемным для переходных экономик. Во-вторых, этот подход используют преимущественно страны, обладающие значительными запасами природных ресурсов и в то же время характеризующиеся ограниченной сферой приложения труда и потому ориентированные на вывод с рынка труда избыточной рабочей силы.
В противовес общемировым
тенденциям Россия на протяжении 1990-х
годов демонстрировала отход
от страховых принципов
Для того чтобы приблизить существующую в России защиту от безработицы к требованиям современного цивилизованного рынка труда, следует сосредоточить внимание на разработке концепции системы обязательного страхования от безработицы (ССБ), определив ее основные цели и механизмы реализации.
Общие методологические подходы к разработке такой системы основаны на анализе философии и практики ССБ многих стран, доказавших свою жизнеспособность в условиях рыночной экономики. Формирование ССБ во многих странах проходило путь, во многом схожий с тем, по которому шла Россия в последнее десятилетие. Однако в развитых экономиках путь от осознания безработицы как объективного явления, порождаемого конкурентной средой, в котором нет вины конкретных людей, лишившихся рабочих мест, до создания национальной системы материальной поддержки безработных занял почти вековой период. В нашей стране проблемы, которые решались в развитых странах последовательно и постепенно, сконцентрировались на временном пространстве чуть более 10 лет. Проблемы смягчения последствий безработицы приходится решать параллельно с другими не менее важными задачами в условиях формационных изменений, сопровождающихся экономическим кризисом.
Отсюда отчасти
проистекает непонимание
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что непременным условием реформирования системы социальной защиты безработных граждан России должно стать использование системы страхования от безработицы.
Изучение текущей ситуации, сложившейся за последние годы на российском рынке труда, и процессов, способных повлиять на предложение труда и занятость, позволяет выявить следующие характерные особенности российского рынка труда:
1. Перспективу преобладания
конкретных рабочих мест по
сравнению с притоком трудоспос
2. Низкий уровень регистрации без
3. Значительную дифференциацию
территорий по уровню безработи
4. Сокращение притока молодых специалистов в отрасли,
требующие высококвалифицирован
5. Недостаток квалифицированных рабочих кадров;
6. Удовлетворение потребности в рабочих специальностях, особенно в низко квалифицированной рабочей силе, за счет мигрантов;
7. Рост женской безработицы при одновременном изменении сферы приложения женского труда;
8. Наличие отраслевой и региональной структурной безработицы,
обусловленной обособленностью региональных
рынков труда, неразвитостью информаци
9. Интенсивный рост нерегистрируе
10. Недостаточно эффективное
регулирование социально-
Ожидаемый уровень безработицы в России в ближайшие годы приблизится к 8%, то есть, будет расти. Это заставляет сосредоточить внимание на решении проблемы эффективной социальной защиты безработных.
Оценка правовых основ регулирования вопросов труда и занятости, социальной защиты безработных граждан России позволила сделать вывод о несовершенстве действующего законодательства о занятости, поскольку, вопреки рекомендациям международных правовых документов (МОТ и Европейской социальной Хартии) безработным российским гражданам предлагается социальная поддержка ниже прожиточного минимума. Кроме того, в России до сих пор не применяется система страхования от безработицы, хорошо зарекомендовавшая себя в большинстве стран мира при поддержке безработных граждан на период трудоустройства.
В настоящее время помощь безработным
в России ограничивается недостаточным финансированием
Социальная защита безработных должна приобрести страховой характер, только тогда она может стать стабильной и эффективной.
Список источников и литературы
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М., 2002.
2. Бабич A.M., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования [Текст] / А.М. Бабич, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов, М.: ТЕИС. 1998. – 189 с.
3. Мамедов А.А. Особенности государственного регулирования социального страхования. Финансово-правовой аспект // Труд и социальные отношения. -2004. -№1.- с.136- 144.
4. Социальное государство [Текст] учебник / Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. М.: Дашков и К. 2004. - с. 416.
5. Четвернина Т. Страхование от безработицы // Отечественные записки, 2003, №3, с. 60-69
Информация о работе Организация системы страхования от безработицы. Фонд занятости