Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:55, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.
Введение 3
1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 5
2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе 11
3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии 14
Заключение 23
Список литературы 25
Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам:
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация) [17, с. 158].
К групповым методам могут
быть отнесены совместная работа над
определенными проблемами и задачами,
диагностические и
Особую группу составляют
методы, предполагающие не только исследование,
диагностику или моделирование
социально-психологических
Организационные методы —
приемы и способы деятельности, используемые
для решения организационных
задач в области социальной работы,
— подразделяются на: организационно-
Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.
Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации
3) методы стимулирования
деятельности и поведения
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии
Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи — развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий [22].
В этом процессе
есть свои этапы: выделение эпизодов,
требующих иных подходов, стратегий
поведения; вмешательство социального
педагога в ситуации взаимодействия
клиента с его близкими; выработка
новых стратегий
В социальной работе с семьей встречаются ситуации, когда положение изменить трудно или невозможно, но вполне вероятно изменить его восприятие — эмоциональное или концептуальное. Успех здесь сопутствует тем индивидам, которым присуща гибкость мышления, нестандартность поведенческих реакций, высокая степень обучаемости, умение переключаться со своей позиции на чужую, воспринимать иные точки зрения. Поменяв восприятие проблемы, клиент может в неблагоприятной ситуации увидеть добрые предзнаменования, а из ошибки сделать рациональные и полезные выводы. Однако сам он не справится с задачей такого рода, ему нужна помощь, толчок извне к пересмотру роли проблемной ситуации в его жизни. Метод изменения соотношения проблемной ситуации и фона ее восприятия назовем методом реконструкции восприятия события [4].
Метод описания ситуации
Метод описания
ситуации социальным работником для
клиентов или всей семьи в целом
полезен в целях
Метод противоречивой оценки семьи
Метод противоречивой оценки семьи в чем-то схож с методом описания ситуации в семье, однако есть здесь и отличия. Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений [14].
Метод ролевой игры
В социальной
педагогике, психологии, управленческой
науке всегда были модны ролевые
игры. Метод ролевой игры наиболее
полезен для обучения способам взаимодействия
между людьми, а также для определения
предназначения индивида в той или
иной роли. Уже говорилось о том,
как важно в процессе социализации
научиться правильному
Вот еще пример.
Живут в семье двое — муж
и жена. Они не похожи уже тем,
что это представители разного
пола. Физическая, гормональная, психическая,
социальная, эмоциональная составляющие
их личности абсолютно различны. Женщина
более ярко чувствует, мужчина логичнее
мыслит. С женщиной общество считается
меньше, с мужчиной больше. Конечно
же, не только от биологической принадлежности
зависит направленность личности, немалую
роль играют условия воспитания. Порой
мужчина приобретает чисто
Работа в паре с коллегой
Западные
социальные работники применяют
такой метод, как работа в паре
с коллегой. В Голландии с одним
несовершеннолетним правонарушителем
контактируют самые разные люди и
в самых разных местах. Школа, больница,
полицейский участок, молодежный клуб,
«тусовка» в подземном
Метод использования группового мнения
Метод использования
группового мнения эффективен в социальной
работе с дружной и сплоченной
семьей, переживающей временные трудности.
Для одного члена семьи мнение
всех остальных о его успехах,
будущем, поступках может иметь
большой психотерапевтический эффект
при условии, что оно будет
во всех нюансах продумано и
Социальный
педагог должен учитывать тот
факт, что коллективное решение более
смелое, чем индивидуальное. Ответственность
распределяется между всеми членами
группы, тогда как субъекту действия
придется самому нести основную тяжесть
совместно принятого решения. Кроме
того, далеко не всегда коллективное решение
лучше индивидуального, здесь многое
зависит от сложности задачи, личностных
качеств участников обсуждения, их
компетентности в обсуждаемом вопросе.
Вот почему обращаться за помощью
к семье социальный работник должен
лишь в определенных случаях, учитывая
индивидуально-психологические
Методы убеждения и внушения
Собственно
психологические и
Социальный работник в семейной психотерапии обязательно применит и тот и другой методы воздействия. Важно лишь определить целесообразность их использования в конкретной ситуации. Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия. И в том и в другом случаях желательны высокий статус, авторитет, красноречие, эрудиция, приятная располагающая внешность, высокие интеллектуальные качества суггестора, равно как и доверие к нему со стороны суггеренда. Низкостатусный социальный работник с отсутствием профессионального опыта и уверенности в себе не только не сможет воспользоваться преимуществами этих методов, но и достигнет обратного результата — клиент разочаруется в способностях своего социального руководителя и в его возможностях разрешить проблемную ситуацию.
Цель обоих
методов состоит в достижении
изменений в сознании и поведении
личности. Об эффективности полученных
результатов можно судить по поступкам
клиента, по его настрою на более
тесное взаимодействие с членами
семьи, смену стратегии и тактики
поведения в конфликтных
Метод информирования в социальной работе
Метод информирования в социальной работе — самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации.
Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера. Клиент должен получить все те сведения, без которых его поведение не сможет быть адекватным ситуации, а он сам не решит возникших проблем [4].
Выше уже
отмечалось, что при передаче психологической
информации социальный работник может
быть предельно откровенен, если сведения
носят теоретический характер, и
должен быть предельно тактичен, сообщая
данные конфиденциального, личностного
характера. Здесь должен работать известный
афоризм простота хуже воровства. Рассказать
буквально обо всем, что стало
известно в ходе исследования личности
клиента, — не означает продемонстрировать
свою высокую квалификацию. Напротив,
такой подход к использованию
материала обследования говорит
о некомпетентности исследователя,
его инфантильности как личности
и как специалиста. Правда лечит
тогда, когда она имеет
Метод опоры на традиции и обычаи семьи
Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях — социальных, национальных, половых, конфликтных и т. д. Групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом. Наиболее яркое воздействие на личность оказывает семейная группа, где сохраняются традиции — религиозные, национальные, половые, этические, психологические, хозяйственно-бытовые. Именно из семьи родительской личность берет в свою собственную привычки и правила поведения, которые потом, в зрелости, мало изменяются. Семья — наипервейший институт социализации личности, а потому он является и наиважнейшим инструментом ее социального научения.
Вот пример. В семье появляется ребенок. Оба молодых родителя по национальности лезгины. Процесс имянаречения у лезгин выверен исторически: ребенка называют дедушка и бабушка. Если родится сын, то имя даст дедушка по отцу, если дочь — бабушка по матери. В ситуации, когда отец или мать хотят отказаться от традиции и наречь ребенка по своему усмотрению, между поколениями возможен конфликт. Социальный педагог, выступающий посредником между молодой семьей и ее родными по восходящей линии, применит все свое красноречие, чтобы убедить молодых не прерывать традицию и не наносить морального ущерба любящим родственникам. Без их помощи в воспитании ребенка будет очень нелегко, и не следует начинать семейную жизнь с обострения отношений в большой семье [16].