Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:43, контрольная работа
Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
1. Введение………….......3
2. Методы социологических исследований…….4
3. Социологический опрос…….6
4. Анализ документов……………….9
5. Наблюдение………….11
6. Эксперимент, как метод социологического исследования досуга…..12
7. Заключение………………..14
8. Список литературы………………16
Контрольная работа.
По дисциплине: «Социология».
Тема: «Основные методы социологии».
Самара, 2009
Оглавление:
1. Введение………….......3
2. Методы социологических исследований…….4
3. Социологический опрос…….6
4. Анализ документов……………….9
5. Наблюдение………….11
6. Эксперимент,
как метод социологического
7. Заключение………………..14
8. Список литературы………………16
1. Введение
Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы берут на вооружение другие науки об обществе экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Метод − это способ, совокупность приемов изучения объекта, это технологический принцип изучения предмета. В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
2. Методы социологических исследований
Методология – наиболее разработанная часть социологии.1 Основными методами сбора социологической информации являются анализ документов, социологическое наблюдение и социологический опрос, эксперимент.
Под анализом документов в социологии понимается метод, исследующий специально созданные людьми предметы, предназначенные для передачи или хранения информации. По своему статусу документы делятся на официальные и неофициальные, по своей форме - на письменные, иконографические (фотодокументы, картины), статистические (цифровые) и фонетические (магнитофонные записи, пластинки), по способу анализа - неформализованные (традиционные) и формализованные (например, контент-анализ).
Социологическое наблюдение - это направленное, систематическое исследование объекта путем непосредственного восприятия и прямой регистрации факторов, значимых с точки зрения целей исследования.
Наблюдения делятся на включенные (социолог входит в изучаемую группу и изнутри анализирует процессы) и невключенные; на полевые (проводятся в естественных условиях) и лабораторные.
Одним из основных методов в социологии является метод опроса. Опрос - способ получения вербальной (словесной) информации путем непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) контакта исследователя и исследуемого (респондента).
Анкетирование может быть групповым или индивидуальным; прессовым (опубликованным в средствах массовой информации), почтовым или непосредственным.
Интервью по технике проведения подразделяются на формализованное (стандартизированное на основе заранее сформулированных вопросов) и неформализованное (свободное, нестандартизированное).
Вопросы, содержащиеся в анкетах и формализованных интервью, принято подразделять:
- по структуре: на закрытые (респонденту предлагаются готовые варианты ответов), открытые (респондент самостоятельно, в свободной форме отвечает на вопросы) и полузакрытые (даны несколько вариантов ответов, кроме того, опрашиваемый может внести и собственный вариант ответа);
- по функциям: на основные (их цель - получение значимой информации в соответствии с целями исследования), контактные (или социально-психологические, их цель - создание мотивации для ответов); фильтрующие (определяющие, какой категории респондентов следует или не следует отвечать на последующие вопросы) и контрольные (их задача - проверить, насколько искренен респондент или насколько он понимает поставленную перед ним проблему);
- по содержанию: на вопросы о событиях, фактах, вопросы о знаниях, вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.
В целом, характеризуя методы, используемые социологами, необходимо отметить главное - с их помощью люди исследуют людей, имеют дело с информацией весьма субъективного характера.
3. Социологический опрос
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Социологическая анкета − это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая
− вводная − представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вторая часть анкеты − основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы − простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. В третьей части анкеты − так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) − выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Интервьюирование − это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;
• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование − сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
Виды интервью.
Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) − в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).
Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме. Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты.
4. Анализ документов
Анализ документов − сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации.2 Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).
Традиционный анализ – совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.
Контент-анализ (анализ содержания) ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе контент-анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Единицы контент-анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.