Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:43, контрольная работа
Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
1. Введение………….......3
2. Методы социологических исследований…….4
3. Социологический опрос…….6
4. Анализ документов……………….9
5. Наблюдение………….11
6. Эксперимент, как метод социологического исследования досуга…..12
7. Заключение………………..14
8. Список литературы………………16
Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. Контент-анализ − это всегда сопоставление двух потоков. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.
5. Наблюдение
Наблюдение фиксирует видимые признаки в культурно-досуговой сфере, отражает конкретные события в конкретной ситуации. На основе наблюдения можно сделать вывод о социально-культурных процессах, о закономерностях и особенностях социально-культурной ситуации.
Наблюдение - непосредственное восприятие и фиксация различных сторон культурно-досуговой деятельности. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология - наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и многочисленных народов, племён и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.
Наблюдение достаточно объективно, и косвенно, т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами.
Наблюдение может быть как скрытым, так и явным, а так же включённым и не включённым.
Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит не включённое наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включённое наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью.
6. Эксперимент, как метод социологического исследования досуга
Эксперимент (с латыни – опыт), в социологии - это способ получения в количественном и качественном показателях деятельности, поведения людей в результате воздействия на них специально подготовленных, управляемых и контролируемых факторов.
Эксперимент - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия, которые позволяют изучить их влияние на него.
Как правило, эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических науках. Практически невозможно поставить эксперимент в астрономии.
Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому.
Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной.
Зависимые переменные - это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но независящие от экспериментатора. В качестве изучаемых в эксперименте зависимых переменных выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные.
В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте.
В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно.
Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик).
В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.
7. Заключение
Теоретические концепции − основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные − это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.
При сборе социологических данных, социология использует ряд методов:
1. Наблюдение — это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение − это изучение социальной группы «изнутри».
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированый носитель информации.3 Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
8. Список литературы
1 Гречихин А.А.«Социология и психология чтения », стр.124
2 Ядов В. А. «Социологическое исследование: методология, программа, методы», стр.135
3 Ядов В. А. «Социологическое исследование: методология, программа, методы», стр. 135