Основные направления современной социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:07, реферат

Краткое описание

Как самостоятельная наука с собственным полем деятельности и оригинальными представлениями о том, каким образом надо изучать свой предмет, социология сформировалась относительно недавно. Связано это с тем, что объект новой науки – общество современного (модерного) типа, возникшее и первоначально развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения и потому его становление не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвидению. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами, произошло перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система социального управления. Сложившиеся ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Содержание

Введение
1. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии
2. Структурный функционализм
3. Социология конфликта
4. Символический интеракционизм, феноменология и этнометодология
5. Глобализация современной социологии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsiologia.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ  ТУРИЗМА

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Тема «9.Основные направления современной социологической науки.»

 

 

 

 

Выполнил (а): студент (ка)

__1___курса_31-9 РС___учебной группы

Факультет заочного обучения

  Фамилия___Сукачева___________________

Имя_______Наталья___________________

Отчество__Валерьевна___________________

 

  Проверил_________________

Фамилия и инициалы преподавателя

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение 

1. Исследовательские   подходы  к  изучению  общества   и   основные   парадигмы  современной социологии 

2. Структурный функционализм 

3. Социология конфликта 

4. Символический интеракционизм, феноменология и этнометодология

5. Глобализация современной социологии

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная социология как наука  образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о  том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем  человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем  повседневной жизни.

Как самостоятельная наука с  собственным полем деятельности и оригинальными представлениями  о том, каким образом надо изучать  свой предмет, социология сформировалась относительно недавно. Связано это  с тем, что объект новой науки  – общество современного (модерного) типа, возникшее и первоначально  развивавшееся в Европе, совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские  построения и потому его становление  не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвидению. С возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи  между общественными группами, произошло  перераспределение власти и влияния, коренным образом усложнилась система  социального управления. Сложившиеся  ранее представления об общественном устройстве были подвергнуты пересмотру.

Хотя древние цивилизации и  молодая европейская (античная) культура имели развитые понятийные системы  о «правильной» социальной организации  и принципах государственности, лишь в Новое время были поставлены вопросы о личности и едином общественном организме, революционным образом  переосмыслены принципы общественного  строительства и воспроизводства. Классические представления о природе  человека и социальном устройстве не были опровергнуты новой общественной реальностью, но они оказались недостаточными в объяснении этого особого человеческого мира, в котором были установлены неизвестные доныне правила игры.

Термин «социология» ввел в 30-е  гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают  отцом-основателем новой научной  дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную  на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала  в претензии: на изучение общества как  целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также  отличаться от психологии, которая  интересовалась индивидуальными, а  не типическими проявлениями социального  поведения и взаимодействия.

Через довольно короткий период времени  социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

• либо изучать общество как целостную  систему, и тогда они вынуждены  широко применять умозрительный  подход;

• либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.

Птичина этому то, что до сих пор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

В настоящее  время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со многими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «науки» — научного коммунизма. Происходит это потому, что мы все еще находимся во власти старых догм и представлений, трудно освобождаемся от традиций, наследия социокультурного изоляционизма и приобретаем новый научный и исследовательский опыт.

В современной науке существует два уровня социологических обобщений, которые относительно разделены:

• макросоциология – теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества; взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы;

• микросоциология – теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Если попытаться пояснить различие между этими двумя подходами, то можно сопоставить их базовые  понятия: общество – группа, власть – лидерство, норма – стереотип, революция – девиация и т.п.

Макросоциология и микросоциология  изучают соответственно, как живет, по каким законам развивается  общество и как живут в нем  и влияют на остальных и на все  общество в целом люди, объединившиеся друг с другом.

Таким образом, одни социологи, которые  мысленным взором «парят» над  обществом, изучая его основные пропорции, системные состояния и проблемы, и другие социологи, буквально «ползающие»  со своими «социоскопами» по «полю» реальных отношений и взаимодействий, исследуя микроскопическую ткань групповых  и межличностных связей общества, выполняют тяжелый, но продуктивный труд по добыче нового знания о нашем человеческом мире.

 

1. Исследовательские   подходы  к  изучению  общества   и   основные   парадигмы  современной социологии

 

    Теоретическая социология состоит  из множества научных школ, но  все  они базируются на двух  основных подходах к изучению  и объяснению     общества  - позитивизме и гуманитаризме.1

    Позитивизм возник  и  стал  господствовать  в  социологии  Х1Х  века  в противовес умозрительным  рассуждениям об обществе. Это  рациональный  подход, основанный  на наблюдении,  сравнении,  эксперименте.  Его  исходные  позиции сводятся  к следующему: а) природа и общество  едины и  развиваются  по  одним законам;  б)  общественный  организм  подобен  биологическому;  в)  общество должно изучаться  теми же методами, что и природа.

    Позитивизм  ХХ  века  -  это   неопозитивизм.  Его   исходные   принципы значительно усложнены:  это натурализм (общность законов  развития  природы  и общества),  сциентизм   (точность,   строгость   и   объективность   методов  социальных  исследований),  бихевиоризм  (изучение  человека  только   через открытое поведение), верификация  (обязательное наличие  эмпирической  основы у  научного  знания),  квантификация  (количественное  выражение  социальных фактов) и объективизм ( свобода социологии  как науки от ценностных  суждений  и связи с идеологией).

    На основе позитивизма и его  второй  волны  -  неопозитивизма  родились, функционировали и существуют  следующие  направления  социологической  мысли: натурализм (биологизм  и  механицизм),  классический  марксизм,  структурный функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир  как объективную реальность, полагая, что  изучать  его  следует,  отбросив  свои ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое  и  логическое (только через опыт  и  возможность  проверки)  и  считают  необходимым  лишь изучение фактов, а не идей.

    Гуманитаризм или феноменология  - это подход к изучению  общества  через понимание. Его исходные  позиции таковы: а)  общество  не  является  аналогом природы, оно  развивается по своим законам;  б)  общество  -  не  объективная  структура, стоящая над людьми  и независимая от них, а сумма   взаимоотношений двух и более  индивидов; в) главное - это  расшифровка,  истолкование  смысла, содержание  этого  взаимодействия;  г)  основные  методы  данного   подхода: идеографический  метод  (исследование  индивидуальных   лиц,   событий   или предметов),  метод  качественного  анализа  (понимание  явления,  а  не  его подсчет),  методы  феноменологизма,  т.е.   познание   причин   и   сущности социальных явлений,  например,  лингвистический  метод  (изучение  того,  что доступно  языку), метод понимания  (познание  общества  через  самопознание), метод  герменевтики  (интерпретация   осмысленных  человеческих  действий), метод чувствования и др.

    Большинство  представителей  гуманитаризма  настроены   субъективистски, отвергая «свободу  от  ценностей»  как  невозможную   в  социологии  -  науке, затрагивающей  интересы людей.

Современная  социология  является  мультипарадигмальной   наукой.   Под парадигмой понимается  признанный  и  принятый  научным  сообществом  способ решения определенного круга  научный  задач.  Можно  выделить  три  основные парадигмы современной социологии2:    

  • структурно-функциональную,   которая   рассматривает    общество    как относительно  стабильную  систему  взаимосвязанных  частей,  основанную   на широко   распространенном   согласии   относительно   того,   что   является желательным  с  точки  зрения  морали,  где  каждая  часть  общества   имеет функциональные следствия в отношении общества в целом; 
  • конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что  общество  -   это система,  которая  характеризуется  социальным  неравенством,   когда   одни категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем  другие, в  основе   этого   неравенства   лежит   конфликт,   который   способствует общественным изменениям;
  • символический интеракционизм  -  в  отличие  от  первых  двух  парадигм общество представляется как постоянный процесс социального взаимодействия  в специфических условиях, в основе  которого  лежат  коммуникации  посредством символов,  при  этом   индивидуальные   восприятия   социальной   реальности неповторимы и изменчивы.

 

 

2. Структурный функционализм

 

Бурное  развитие эмпирической социологии в  США в 20-30-е годы, а затем и в Европе, сыграло, несомненно, очень важную роль в дальнейшем развитии всей социологической науки, резко усилило ее связь с реальной общественной жизнью и повысило престиж социологии. Вместе с тем, чем дальше, тем все больше и яснее обнаруживалась односторонность в развитии социологического знания, поскольку огромный прогресс в эмпирической и прикладной социологии не сопровождался тогда соответствующим прогрессом в теоретической социологии, необходимым для обобщения и серьезного анализа быстро накапливавшегося фактического материала. Это неоднократно отмечал, в частности, и приехавший в США П.А.Сорокин, серьезно критиковавший тогдашнюю американскую социологию за одностороннее увлечение эмпирией в ущерб теории, за нежелание разрабатывать широкие социальные проблемы, за мелкотемье. К 30-м годам остро выявилась потребность в создании такой систематической социологической теории, которая могла бы найти применение в эмпирической социологии. После ряда неудачных попыток создать такую теорию и связать ее с эмпирической социологией эта теория проявилась в лице структурного функционализма и заняла господствующее положение в западной социологии 50–60-х годов.

Структурный функционализм – это такое  направление в социологии, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом».

Другим  выражением сути функционализма может  служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

В 1937 г. вышел в свет первый крупный труд ученика П.А.Сорокина и видного представителя Гарвардской социологической школы Толкотта Парсонса (1902–1979), называвшийся «Структура социального действия» и определивший основы и общую направленность всей его творческой деятельности по созданию общей социологической теории. Такие его последующие труды, как «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1952, в соавторстве с Э.Шилзом), «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966), «Система современных обществ», «Социальная система и эволюция теории действия» (1977), «Теория действия и условия человеческого существования» (1978) и др., сделали его одним из крупнейших социологов нашего столетия, во многом определившим облик современной теоретической социологии.3

Информация о работе Основные направления современной социологической науки