Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:29, творческая работа
Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество начинает осознавать свою целостность.
Современный этап развития человечества - это колоссальные изменения и объединительные процессы в мировой экономике, начавшиеся во второй половине девятнадцатого столетия. Тогда этот процесс имел более подходящее для него название - становление империализма, как монопольной стадии развития капитализма.
СРС «Основные процессы глобализации».
Выполнил:
Сафонов.Н
ОМ 32-1
Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество начинает осознавать свою целостность.
Современный этап развития человечества - это колоссальные изменения и объединительные процессы в мировой экономике, начавшиеся во второй половине девятнадцатого столетия. Тогда этот процесс имел более подходящее для него название - становление империализма, как монопольной стадии развития капитализма.
Поскольку в конце ХIX начале XX веков процесс глобализации (становление монопольного капитализма) проявлялся лишь как объединение производственного и банковского капитала в финансовый и установления экспансии финансового капитала, ученые того времени главным образом уделяли внимание анализу деятельности банков и влиянию концентрации финансового капитала на развитие производства. Классическими считаются работы «Империализм» Дж. А. Гобсона, «Финансовый капитал» Р. Гильфердинга, «Империализм как высшая стадия капитализма» В. И. Ленина. В этих работах со всей научной строгостью было показано, что свободной конкуренции пришел конец.
Монополистическая стадия капитализма, по Ленину, характеризуется:
Тенденции, отмеченные Лениным, в дальнейшем углублялись и развивались. Во второй половине ХХ века капитализм начал превращаться в систему промышленного капитала с международными технологическими цепочками промышленного производства. На этой стадии развития капитал уже не нуждается в колониях в старом (конец ХIХ начало ХХ столетия) смысле этого слова, большинство бывших колоний получили независимость (48-60 гг.).
Однако большинство формально независимых стран Латинской Америки на протяжении всего ХХ века были жестоко эксплуатируемыми и разграбляемыми колониями американского капитала.
На арену мировой конкуренции вышли транснациональные компании, которые контролируют уже не только целые отрасли производства, а и комплексы смежных отраслей.
Сущность современного
Его основные признаки:
В конце ХХ столетия в результате тенденций, описанных выше, чрезвычайно углубилось мировое разделение труда, и был создан современный мировой рынок труда. Он характеризуется:
Современной мировой рынок рабочей силы представляет собой сложную единую систему, которая в свою очередь состоит из национальных рынков, но не сводится к ним.
Глобализация рынка труда включает две основные тенденции.
В
разных странах мира постоянно появляются
и исчезают тысячи профессий, а конкуренция
между рабочими разных стран становится
более жесткой. Это - постоянный источник безработицы, которая означает отсутствие или неудовлетворительное
количество средств к существованию у
части человечества.
Также существует проблема подготовки
рабочей силы, которая могла бы удовлетворять
потребностям производства.
С одного стороны, производство рабочей силы должно быть по возможности как можно более дешевым, а с другой стороны, оно должно удовлетворять спрос, который постоянно меняется. Здесь нужно отметить противоречие этих двух требований капитализма. Дешевая подготовка рабочей силы неразрывно связанна с уменьшением издержек на ее обучение. Это тянет за собой уменьшение количества и снижение качества знаний и сводит их к необходимому минимуму для выполнения той или другой производственной функции (адвоката, программиста, слесаря, конвейерного рабочего..). В то же время каждое изменение спроса на рынке труда требует от людей, которые живут за счет продажи своей рабочей силы, быстрой переквалификации. Это становится огромной проблемой для узких специалистов, и для сфер производства, где не хватает рабочей силы нужной квалификации. Капиталисты терпят убытки.
На мировом рынке труда существуют 2 относительно независимых сегмента. Первый охватывает высококвалифицированную рабочую силу, которая имеет относительно постоянную занятость, и стабильно высокую заработную плату. Это - элита мирового пролетариата (США, ЕЭС, и т.п.). Второй - преимущественно охватывает рабочую силу из бедных стран, которая находится в горазда худших условиях. Во втором сегменте можно выделить работников, которые нелегально мигрируют в богатые страны, так как на родине они не могут найти работу, которая позволяла бы иметь нужные для жизни средства.
Зарплата мигрантов, как правило, гораздо ниже, чем у местных работников, которые выполняют ту же работу. Они находятся в таком положении, что не требуют создания соответствующих условий труда и предоставления социальных гарантий (медицинской страховки, компенсации в случае временной или полной потери трудоспособности). Как следствие - нелегальные трудовые мигранты вытесняют местных работников. Это - хорошая почва для распространения расистских и ксенофобских настроений. Капиталисты легко использует их для усиления дискриминации на рынке труда по национальному признаку или признаку гражданства, что дает возможность понижать и так низкую для этой страны заработную плату.
Существует множество определений глобализации. Это связано с многогранностью самого понятия.
С
точки зрения В.И. Добренькова:
При анализе процессов глобализации авторы, как правило, учитывают глобализацию как в широком, так и в узком значении. Однако, давая определения глобализации авторы зачастую акцентируют внимание на объективных сторонах процесса. Вот как, например, определяет глобализацию А.С. Панарин: «процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими от их неупорядоченных внешних воздействий».
А.И. Уткин в своем определении глобализации акцентирует внимание на экономическом аспекте. По его мнению, глобализация – это «слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром перемещении капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, коммуникационном сближении, планетарной научной революции.
Концепция сетевого общества М. Кастельса:
В своем исследовании «Информационная эпоха: экономика, культура, общество» Кастельс предпринял попытку всестороннего анализа социальных изменений в современном мире, связанных с принципиально новой ролью информационных технологий. Кастельс рассматривает социальную структуру «сетевого общества», которое характеризуется одновременной трансформацией экономики, политики и культуры. С его точки зрения, новые информационные технологии, являющиеся необходимым инструментом такой всесторонней трансформации не могут считаться ее причиной.
Согласно Кастельсу, социальная структура сетевого общества основана на новой экономике. Хотя эта экономика является капиталистической, она представляет собой новую разновидность информационного и глобального капитализма. Важнейшими источниками производительности и конкурентоспособности в такой экономике становятся знания и информация. Процесс производства зависит от доступа к информационным технологиям, а также от качества человеческих ресурсов и их способности управлять новыми информационными системами. Все центры экономической активности оказываются тесно взаимосвязанными и зависят от глобальных финансовых рынков и международной торговли. В целом новая экономика организована вокруг информационных сетей, не имеющих центра, и опирается на постоянное взаимодействие между узлами этих сетей.
Анализируя
изменения в социальной структуре, Кастельс
отмечает возрастание социального неравенства и поляризации в глобальном
информационном обществе. Решающее значение,
по его мнению, приобретает фрагментация
рабочей силы на обладающих высокой квалификацией
информациональных производителей и основную
массу работников, не связанных с новыми
технологиями.
Согласно Кастельсу, в информационном
обществе происходит трансформация отношений
власти. Изменения в политической сфере
связаны прежде всего с кризисом национального
государства. В результате глобализации
капитала, а также децентрализации властных
полномочий, во все большей степени переходящих
к отдельным регионам, значение институтов
государственной власти заметно уменьшается.
Кастельс рассматривает также роль средств массовой информации в политической жизни современных обществ. По его мнению, политика сегодня осуществляется посредством манипулирования символами в СМИ.
В целом Кастельс характеризует
сетевое общество как расширяющуюся систему.
проникающую различными путями и с разной
интенсивностью во все регионы мира.
Анализ взаимосвязи глобализации и информатизации,
проведенный Кастельсом, является знаковым
в истории социологии. Он провел именно
социологический анализ, фиксируя, как
изменились социальные отношения и социальная
структура. При этом автор описал различные
сферы жизни общества, представив комплексный
анализ глобализационных процессов.
Глобализация – процесс многомерный: она вовлекает в свою орбиту самыми разными способами и средствами. Сообразно господствующему влиянию экономики на все стороны жизни современного мира, глобализация именно на экономическую сферу и делает акцент, что вполне естественно.
Где же еще, как не здесь, можно
ожидать выгод от глобализации,
тем более что общемировое
разделение труда и
Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира. В условиях глобализации необходима новая философия – философия взаимопонимания, рассмотренная в контексте диалога Востока и Запада, Юга и Севера.
Экономист В.Юровицкий отметил следующее: "Главным содержанием нашего времени является глобализация - это верно, но лишь частично. Более того, определение нашей эпохи как эпохи глобализации лишает историка инструмента для анализа тенденций развития, а футуролога возможностей для предвидения. Ведь этим самым указывается на уникальность современного момента, а уникальное не может быть подвергнуто анализу и футурологическому исследованию". Действительно, глобализация в начале ХХI века - это всего лишь символ времени. Причем, символ в достаточной степени неоднозначный и размытый.