Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:21, реферат
Для того чтобы понять его философские и социологические взгляды В. Соловьева, нам необходимо обратиться к изучению личности Соловьева. В данной работе мы будем говорить о нескольких периодах в жизни Соловьева. Это различение разных периодов в жизни В. Соловьева очень важно, так как в разные периоды его суждения по целому ряду вопросов оказываются разными.
. Введение 3стр.
2. Личность и особенности творчества В. Соловьева 4стр.
3. Социологические идеи В.С. Соловьева 6стр.
4. Заключение 10стр.
5. Список литературы
Совершенно естественно обращение Соловьева к проблеме прогресса. Какой-то достаточно жесткой модели (формулы) прогресса у философа нет. Для борьбы за прогресс достаточно, по его мнению, «иметь идеальное представление о той, говоря математически, предельной величине, к которой, несомненно, и непрерывно приближаются переменные величины человеческого прогресса, хотя по природе вещей никогда не могут совпасть с нею». Понятно, что таким пределом является всеединство, Абсолют. Соловьев , и в этом он сын своего времени, безгранично верил в социальный прогресс. И только в конце жизни его постигает разочарование, выразившееся в его последнем сочинении «Три разговора…».
Прогресс, согласно Соловьеву, есть нравственное совершенствование человека и человечества на основе взаимопризнания безусловного значения каждой личности. В социально-практическом плане прогресс означает развитие солидарности, вытекающей из второго начала нравственности – жалости, сострадания. Именно жалость побуждает нас к действию с целью избавить другое существо от страдания, помочь ему. Очевидно, что солидарность имеет естественные истоки в изначальном стремлении людей к взаимодействию с целью сохранения, даже независимо от их воли. Задача же в том, чтобы эти стремления перевести в сознательную деятельность, добиваться одухотворения, или морализирования, солидарности для решения безусловной задачи. Высшим выражением солидарности является любовь. Всеединство при этом осознается лишь той любовью, когда любят каждого во всем и все в каждом, иначе говоря, любят единственный, особенный образ Божий в каждом человеке.
На пути к всеобщей солидарности надо преодолеть ряд односторонних, отвлеченных начал, среди которых особое место занимает социализм, столь же естественный продукт цивилизации, как и позитивизм. Суть социализма Соловьев видит в утверждении исключительности экономического начала духовного. Однако, исходя из чисто экономического интереса, можно прийти только к всеобщему раздору и разрушению. Соловьев видит и правду социализма, в частности, в его требовании справедливости, в отрицании неправды капитализма. Но эта, правда, не положительная, а отрицательная. «На самом деле никакое изменение общественных отношений, никакое пересоздание общественных форм не может удовлетворить тех вечных требований и вопросов, которыми определяется собственно человеческая жизнь».
Здесь мы выходим к сердцевине социальной концепции Соловьева, источнику всей христианской социологии. Началом, задающим единство движения к солидарности, придающим ему целостность и смысл, является, согласно Соловьеву, религиозное отношение. На его основе человек осознает собственное несовершенство. Человек стремится устранить его посредством преобразования себя и мира. Чтобы статьи способным к такому действию, человек должен перенести свой центр из своей собственной в другую, высшую природу, обнаруживая тем самым в глубине своего духа присутствие Абсолюта. Религиозное отношение включает, таким образом, три нравственные категории: 1) несовершенство (в нас), 2) совершенство (в Боге) и 3) совершенствование (или согласованность первого со вторым) как нашу жизненную задачу. Собственно, здесь и заключена суть всех изложенных положений учения Соловьева.
Наиболее адекватно такую
Соловьев много размышлял над практическими путями решения этой задачи, утверждения Царства Божия на земле, не всегда при этом, учитывая, что такой идеал имеет вневременной и внеисторический характер. Особенно значимым примером этого является Соловьевска утопия «свободной теократии». Смысл подобного социального устройства заключается в единстве трех властей – священнической, пророческой и политической, в котором центральную роль будет играть церковь. Не сразу Соловьев осознал, сколь опасен для свободы человека идеал теократического государства. Однако в 90-е гг. он отказался от своей утопии. Другим вариантом поиска путей спасения мира являлось учение Соловьева о «русской идее», т.е. о якобы присущем русскому народу предназначении стать духовным лидером человечества на пути осуществления христианского идеала. При этом Соловьев резко выступал против политической и националистической интерпретации этой идеи, а к концу жизни он практически ее уже не упоминал.
От одного только не отказался Соловьев во всех этих поисках – от идеи человечества, важнейшего для него социального понятия. Здесь он даже соглашается с поздним Коном, отмечая, что безбожник Конт интуитивно обнаружил идею богочеловечества, хотя и выразил ее в неадекватной форме. Человечество, по Соловьеву, есть не отвлеченное, а живое целое и «всемирная форма соединения материальной природы с божеством».
Здесь мы можем отметить ключевое противоречие концепции Соловьева, ставшее основой размежевания названных течений. Дело в том, что при всем прокламировании идеи человека как потенциального абсолюта Соловьев, тем не менее, остался на позициях социологического реализма (универсализма). Реально для него, прежде всего общее: исторический процесс сам по себе ведет к добру, человек подобен точке на линии, общество есть реальный индивидуум. Иными словами, социальная концепция Соловьева по сути антиперсоналистична, хотя он все время декларирует абсолютную ценность личности. В то же время Соловьев искал выход из указанного противоречия, что проявлялось в трагическом мироощущении «Трех разговоров…». Мыслитель увидел здесь опасности универсализма и фактически отошел от своих прежних социально- философских построений. Поиск продолжили духовные наследники Соловьева.
Заключение
Величие творчества и личности
В. Соловьева было очевидно многим его
современникам и непосредственным преемникам,
на которых мыслитель оказал значительное
влияние.
Место и значение творчества В. Соловьева
в истории русской мысли определяются
тем, что он явился завершителем и систематизатором
русской философской классики. Его система
— вершина русской классической философии.
Без творчества В. Соловьева едва ли мы
вообще имели бы возможность говорить
о русской классической философии как
о реальном факте культуры. Реализуя принцип
всеединства, он стремился к максимальному
теоретическому обобщению опыта предшествующего
философского и культурного развития.
В его философии нашли отражение в переосмысленном
виде идеи едва ли не всех выдающихся западноевропейских
и русских мыслителей.
Список литературы
Информация о работе Основные социологические взгляды Владимира Соловьева