Основные ценности современной российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь сегодня – важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.
Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи.

Содержание

Введение стр.3
Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе стр.4
Основные ценности современной российской молодежи стр.8
Практические задания стр.14
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР социология 1 .docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)

Труд в Православии - не источник самореализации и обогащения, он - служение Богу, обществу и миру. Таким образом, труду в православной системе ценностей отводится подчиненное место по отношению к высшим духовным ценностям.

На первый взгляд может показаться, что Россия переживает сегодня революцию ценностного сознания: побеждают законы и приоритеты рынка, а молодежь не поддерживает национальных культурных ценностей и следует западным образцам поведения. Однако, как показывают исследования, эти внешние признаки ценностной переориентации молодого поколения на самом деле затрагивают лишь вторичные, а не первичные ценности. Более внимательный взгляд на историю как восточных, так и западных народов показывает, что их первичные ценности не менялись столетиями.

Поэтому реформирование российского общества путем тотального отрицания прежних базовых ценностей - теоретически и практически неверно. Более плодотворным является путь, основанный на уважении к прошлому, на желании постичь уникальность российской истории, тех черт в русском национальном характере, которые помогут становлению современного российского человека.

Ценностные ориентации молодого поколения часто обусловлены степенью адаптированности различных социальных групп молодежи к новым социально-экономическим условиям.

В стране проявляется социально-имущественная поляризация молодежи. Идет привыкание широких слоев населения к низкому уровню жизни. Бедность укореняется в России и становится нормой жизни для большой части населения.

«Глобальная» проблема современной молодежи - это недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. Практически половина (46%) молодых людей не имеют уверенности в завтрашнем дне. (Здесь и далее используются результаты всероссийских социологических исследований НИЦ Института молодежи РФ, проведенных в 2005-2006 годах среди трех возрастных групп молодежи 15-30 лет, данные средние).

Опросы показывают следующую картину проблем современной молодежи. На вопрос: «Какие из проблем личного характера доставляют Вам наибольшее беспокойство?» были получены следующие ответы: 1) деньги; 2) здоровье; 3) жилищная проблема; 4) возможность получения образования; 5) карьера; 6) возможность проведения досуга; 7) материальная зависимость от родителей; 8) любовь; 9) взаимоотношения с родителями; 10) взаимоотношения с друзьями; 11) проблемы нравственного характера; 12) проблемы секса.

Итак, приоритетные проблемы - деньги и возможность зарабатывать, а соответственно - получить образование и построить карьеру. Вторая по значимости проблема - здоровье. 40% молодых людей указывают на здоровье как на свою проблему (на деньги - 43%). Молодежь, получается, столкнулась с реальной проблемой плохого самочувствия. Действительно, идет рост числа заболеваний, прежде не свойственных молодым людям (кардиология, заболевания сосудов, желудочно-кишечного тракта и т.д.). Основные причины этого - экологическая ситуация и социальный стресс.

Опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей. В поисках работы больше половины (52%) полагаются на себя, на помощь со стороны - 38%.

А вот что, по мнению молодых людей, необходимо для получения хорошей работы: высшее образование (50%), обучиться навыкам ведения бизнеса (28%), умение работать на компьютере (26%), иностранный язык (25%), правовая подготовка (13%), водительские права (10%).

Результаты опросов показывают, что молодые люди предъявляют к себе достаточно высокие требования - высшее образование, умения и навыки, свойственные для квалифицированного персонала. Но одновременно это означает, что они предъявляют столь же высокие требования и к своему будущему рабочему месту. Вывод: проблема молодежной безработицы - это проблема не столько количества, сколько качества рабочих мест.

По данным исследований молодежь считает образование одним из самых важных факторов достижения целей в жизни. На вопрос: «Как Вы оцениваете свои возможности получить хорошее образование, профессию, которая признавалась бы во всем мире?» ответы были получены следующие: достаточно высоко (30%), средне (50%), достаточно низко (18%), не желают этого (2%).

Интересно привести данные опроса студентов о цели получения высшего образования. На вопрос «Для чего Вы учитесь?» были получены такие ответы: чтобы стать высококвалифицированным специалистом (40%), для самосовершенствования (16%), чтобы получить диплом (11%), иметь в будущем высокую зарплату (11%), получить знания, стать человеком высокой культуры (10%).

Планы студенческой молодежи после окончания вуза выглядят так: работать по специальности, полученной в вузе (38%), поступить в аспирантуру, заниматься наукой (15%), получить новую специальность, квалификацию (12%), уехать за границу на время для работы по специальности (10%), работать где придется, лишь бы хорошо платили (9%), работать в инофирме (7%), заниматься предпринимательством (5%), уехать за границу навсегда (4%), пока еще не решил (21%).

Какими качествами должен обладать современный молодой человек для достижения успеха? Преимущественно называются следующие качества: готовность к переменам в жизни, оптимизм, индивидуализм и одновременно коллективизм.

По результатам опросов студенчества можно создать социальный портрет современного молодого человека, каким он видится студентам.

Итак, для успешной жизни в современном российском обществе молодой человек должен быть в значительной степени готов к переменам в жизни, обладать высокой степенью социальной активности, в определенной степени быть индивидуалистом. Ему необходимо обладать высокой степенью терпимости к различным превратностям жизни, мнению других людей и их социокультурным различиям, но вместе с тем быть в определенной степени агрессивным. Его должны отличать оптимизм, высокая нравственность и гуманность по отношению к людям. В определенной степени он должен обладать прагматической ориентацией, но не должен быть циником. Для него характерны определенная доля скромности, высокая степень порядочности, деловая хватка, и в определенной степени ему должен быть присущ коллективизм.

Таким образом, мы видим, что традиционные общечеловеческие качества не отвергаются студенчеством, а принимаются как необходимо присущие им в дальнейшей жизни. Все возрастные группы молодежи единодушны в одном: молодой человек должен стремиться к тому, чтобы стать человеком, у которого хорошая семья и хорошие дети (79%), материально хорошо обеспеченным (77%), здоровым и физически сильным (50%), профессиональным в своем деле (47%), свободным и независимым (33%).

Данные исследований также показывают, что пространство «частной жизни», «пространство отношений» (семья, друзья, коллеги) воспринимается сегодня молодым поколением гораздо более комфортным и устойчивым, чем «пространство общества». Явно прослеживаются и индивидуализация сознания молодежи, ориентация на приоритет частной жизни над публичной, опора на свои силы и помощь ближайшего окружения, а не на общество и государство.

Сегодня возникает необходимость формирования у молодого поколения в целом и у молодого человека в отдельности такого качества, как жизнеспособность. Жизнеспособность - это способность человека или целого поколения выжить, не деградируя, в жестких условиях социальной и природной среды, развиться духовно и возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Итак, по результатам исследований можно сделать следующие выводы.

Изменение структуры ценностей современной российской молодежи свидетельствует о том, что в процессе эволюции российского общества гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие и национальные ценности сохраняются в сознании молодежи в качестве базовых.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В современной российской ментальности существует приоритет ценностей неидеологического характера, и основные (фундаментальные) ценности имеют устойчивый характер.

Объединяющим ядром молодого и старших поколений являются такие универсальные ценности, как общение, семья, нравственность, законность, свобода, порядок, работа.

В ценностных ориентациях молодого поколения россиян четко прослеживается преемственность с прошлым и открытость социальным инновациям в будущем. Система социальных ценностей современной российской молодежи включает семью, здоровье, общение, законность, материальное благополучие, а также такие ценности, как свобода, независимость, инициативность, карьера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.

    Молодёжь  в  значительной части обладает  тем  уровнем мобильности, интеллектуальной  активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

    В целом достаточно  высок уровень  образования молодёжи  в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи, фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

 

    Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?

 

    Конечно да. Ведь  молодежь – социально-демографическая  группа с характерными для  нее возрастными, социально-психологическими  свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации  в российском обществе. Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. В связи с этим я считаю что привилегии должны быть направлены на  достижение состояния экономической самостоятельности у данной социальной группы.

 

    Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?

Молодежная политика – это широкий комплекс задач, которые нужно решать.

Непосредственной целью государственной молодежной политики является всестороннее развитие потенциала молодежи, что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей — социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

 Основными направлениями молодежной политики должны  являться:

- вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек будет способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

 

 

 

 

 

 

Литература :

  1. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону, 2001
  3. Сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 3 «Социально-экономические проблемы развития общества» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. - 244 с.
  4. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / [сост. А. М. Тихомирова, В. Ф. Кузнецова ; отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. – 77 с.
  5. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.—СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с

 

 

 

Информация о работе Основные ценности современной российской молодежи