Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:05, контрольная работа
На протяжении всей истории социологии это были одни из важнейших ее проблем, рассмотрение которых и является главной задачей выполнения этой работы.
Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Именно эти элементы, их назначение и роль я рассмотрю в данной работе.
1. Введение……………………………………………………………стр.2
2. Социальная структура и ее классификация………………………стр.3
3. Основные элементы социальной структуры………………………стр.6
3.1 Социальная группа…………………………………………..стр.7
3.2 Социальный класс……………………………………..……стр.12
3.3 Социальный слой……………………………………………стр.16
4. Заключение………………………………………………………...стр. 20
5. Список используемой литературы………………………
Содержание
Введение.
Тема моей контрольной работы «Основные элементы социальной структуры общества».
Вопрос о том, что такое общество, каковы место и роль жизни людей в нем, всегда находился в центре внимания социологии и занимает одно из главных мест.
На протяжении всей истории социологии это были одни из важнейших ее проблем, рассмотрение которых и является главной задачей выполнения этой работы.
Социальная
структура - совокупность взаимосвязанных
элементов, составляющих внутреннее строение
общества. Именно эти элементы, их назначение
и роль я рассмотрю в данной
работе.
2. Социальная структура и ее классификации.
Социальная структура – в широком смысле слова, означает совокупность отношений между различными социальными группами, общностями, организациями и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе.
В процессе собственного воспроизводства люди вступают в определенные общественные отношения, прежде всего производственные, объединяются в группы, кооперируются, распределяют функции. Господствующий в той или иной исторический период способ производства определяет характер социальной структуры данного общества.
Классификация различных сторон и элементов социальной структуры зависит от решаемых социологами задач и выбранных оснований. Социальная структура может рассматриваться в следующих отношениях:
Возможны и другие, производные от перечисленных выше, основания типологизации социальной структуры общества. По отношению к процессу труда все общество можно разделить на «занятых в общественном производстве» и «иждивенцев» (детей, учащихся, пенсионеров и др.). По отношению к правовым нормам все население также можно разделить на группы с: 1) конформным (законопослушным) поведением; 2) девиантным (отклоняющимся) поведением; 3) делинквентным (преступным) поведением.
Указанные подходы к социальной структуре общества могут рассматриваться как различные, дополняющие друг друга, ее элементы, каждый из которых допускает как теоретически, так и эмпирический анализ.
Социальная структура общества не является чем-то застывшим и неизменным. На нее оказывают воздействие многие факторы, которые по своей природе могут быть как функциональными, так и дисфункциональными. К ним относятся и всевозможные внутренние конфликты и взаимовлияния разнородных внешних структур (столкновение локальных культур или интересов). Различные по уровню и типу своего развития социальные структуры в неодинаковой степени способны адаптировать внутренние и внешние воздействия.
Устойчивость социальной структуры общества и ее адаптивные возможности изменяются в процессе ее развития. При этом происходят два взаимосвязанных процесса:
Подводя
итог изложенному, необходимо
подчеркнуть огромную
важность изучения социальной
структуры современного,
и прежде всего, российского
общества. Ни одно серьезное,
общественно значимое
заведение или организация
не обходятся сегодня
без грамотного специалиста-социолога,
который отслеживает
тенденции в развитии
данного конкретного
коллектива и общества
в целом.
Основные элементы социальной структуры общества.
Основными
элементами социальной структуры
являются такие социальные общности,
как классы и классоподобные группы,
этнические, профессиональные, социально-демографические
группы, слои. Каждый из этих элементов
в свою очередь является сложной социальной
системой со своими подсистемами и связями.
Социальная структура общества отражает
особенности социальных отношений классов,
профессиональных, культурных, национально-этнических
и демографических групп, которые определяются
местом и ролью каждой из них в системе
экономических отношений.
3.1. Социальная группа
Группа Социальная - относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общностью интересов, а также культур, ценностей и норм поведения, находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
Социальная
психология предпринимала многократные
попытки построить
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И
что ценно, в лабораторных исследованиях
малых групп соблюдается
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен) , другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав) , структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
· социальные классы;
· различные этнические группы;
· профессиональные группы;
· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная
группа выбирается в качестве объекта
исследования: школьный ли это класс,
спортивная команда или производственная
бригада. Иными словами, мы сразу
“задаем” некоторый набор параметров
для характеристики состава группы,
в зависимости от типа деятельности, с
которыми данная группа связана. Тоже
можно сказать и относительно структуры
группы. Существует несколько достаточно
формальных признаков структуры группы:
структура предпочтений, структура коммуникаций,
структура власти. “Соединение” процессов,
протекающих в группе и других характеристик
группы - до сих пор не вполне решенная
для социальной психологии проблема. Если
последовательно идти по пути, заложенным
исходным методическим принципом, то к
групповым процессам прежде всего следует
отнести такие процессы, которые организуют
деятельность группы.
Информация о работе Основные элементы социальной структуры общества